Слова с суффиксами субъективной оценки примеры. Исследовательская работа по лингвистике "Функционирование слов с суффиксами субъективной оценки в рассказах Л.Н.Андреева. Живые типы словообразования в классе слов среднего рода

субъективной оценки и реального умень­шения и

Увеличения

Совершенно отдельно от всех остальных суффиксальных образований в существительных необходимо рассматривать слова с так называемыми суффиксами субъек­тивной оценки. Образования с этими суффиксами, по сравне­нию с теми словами, от которых они образованы, представ­ляют собой в подавляющем большинстве не новые слова, а их формы, нередко отличающиеся от тех слов, на базе которых они возникли, только особой эмоционально-экспрессивной окраской.

место - местечко

год - годик

Подобные образования могут отличаться от своих произ­водящих и лексическим значением, но это наблюдается только тогда, когда последние являются наименованиями конкрет­ных предметов, могущих быть различными по размеру. Слова с реальной уменьшительностью и увеличительностью, как и чистые формы субъективной оценки (см. примеры выше), яв­ляются всегда образованиями того же рода, к которому при­надлежат слова, на основе которых они образованы.

Например:

дом домик – домина

борода бородка - бородища

Из продуктивных суффиксов, в которых тот или иной от­тенок субъективной оценки (презрения, уничижения и др.) может сочетаться со значением реальной увеличительности, следует отметить лишь суффиксы -ище (для мужск. и средн. родов), -ища (для женск. рода) и - ина (для мужск. и женск. родов).

Например:

носище

домище

дымище

кулачище

Среди суффиксов, в которых тот или иной оттенок субъек­тивной оценки (ласкательное, сочувствия, пренебрежения, иронии и т.д.) может сочетаться со значением реальной уменьшительности, наблюдаются разнообразия значительно больше. В образованиях мужского рода выделяются продук­тивные суффиксы -ик, -ник и малопродуктивные -ок(-ек), -ец и -ышек(халатик, аргументик, моторчик и т. п.). В образованиях женского рода необходимо, прежде всего, указать продуктивные суффиксы -ка, -очка, -енька и малопродуктивные или не продуктивные вовсе суффиксы -ешка, -ища (-ца), -енка (-онка), -ишка, -ушка и -урка(индейка, комнатка; формочка, кисточка; дороженька, Наденька и т. д.).

В образованиях среднего рода наблюдаются продуктивные суффиксы -це (-цо), -ецо, -ице и непродуктивные -ышко, -ишко, -ко и -ико(дельце, словцо, пальтецо, мненьице и др.).

От образований с уменьшительно-ласкательными суффик­сами в ряде случаев могут быть образованы вторичные формы субъективной оценки с помощью суффиксов -ек и -ка.

На­пример:

дружок - дружочек

узелок - узелочек

книжка - кни­жечка

водица - водичка и т. д.

В ряде образований с суффиксами субъективной оценки в результате семантических изменений суффиксы, входящие в их состав, или потеряли свое первоначальное значение (но­жик, печка и т. п.), или не выделяются в настоящее время вовсе (крыльцо, мешок, чашка и пр.).

Образование сложных

Существительных

Не менее продуктивен в сфере имен существительных, хотя и более огра­ничен в своих словообразовательных и семантических возмож­ностях, способ сложения основ ислов. Следует различать чис­тое сложение и сложение слов с одновременной суффиксацией.

Среди сложных существительных выделяются самые разно­образные типы как по степени и характеру объединения двух слов в одно слово, так и по словообразовательному строению и лексико-грамматической принадлежности объединяемых основ или слов. По степени объединения двух слов в одно сложные существительные делятся на две неравные группы. Небольшую, но активно пополняющуюся в настоящее время группу обра­зуют составные сложные существительные, состоящие из двух склоняемых существительных.

Например:

завод-автомат

вагон-ресторан

платье-костюм

кафе-закусочная

Подавляющее же большинство сложных существительных представляет собой слитные слова, одно словесное целое. Слитные сложные суще­ствительные с точки зрения характера соединения в них слов или основ распадаются на слова с соединительной гласной (о и е) и слова без соединительной гласной. Сложение без соеди­нительной гласной в современном русском языке является про­дуктивным лишь в образовании сложносокращенных слов (см. ниже). Производство собственно сложных слов, когда объединя­ются в словесное единство целые слова или основы, осущест­вляется главным образом при помощи соединительной гласной. Из сложных существительных без соединительной гласной об­разованы лишь немногие слова типа:

держиморда, сорвиголова,

полубог, полушелк,

киловатт-час, Ленинград и др.

Наиболее продуктивными типами сложении при помощи соединительных гласных являются в настоящее время два:

1. Сложение двух имен существительных, объединяющихся между собой как по способу подчинения, так и по способу сочинения. Среди этих слов наблюдаются слова всех трех грамматических родов. Семантически они чрезвычайно разно­образны и разнородны. Сюда относятся: теплотехник, силосо­резка, судоверфь, торфобрикет, рельсоукладчик, бетономешалка, стекловолокно и т.п.

2. Сложение основы имени существительного с бессуффик­сальной основой глагола, построенное по принципу подчине­ния имени глаголу. Род таких существительных - мужской. Семантически они сравнительно единообразны и в подавляю­щем большинстве являются обозначениями действующих лиц или машин.

Задание:

Сравните:

бензовоз

ледокол

миномет

Остальные типы сложений или значительно менее продук­тивны, или являются непроизводительными совершенно. Сюда можно отнести сложные слова:

1) из основ существительного и глагола, параллельных предикативным словосочетаниям.

Например:

солнцепек (солнце печет)

водопад

снегопад

листопад

2) из основ прилагательного и существительного.

Напри­мер:

молодожен

остролист

чернозем

3) из основ местоимения и существительного.

Например:

самоцвет

самоотвод

самокритика

4)из основ прилагательного или наречия и глагола.

На­пример:

теплоход

скороход

сухостой

5) из основ глагола и существительного.

Например:

лизоблюд

трясо­гузка

щелкопер

Среди сложносуффиксальных слов, т.е. слов, образован­ных сложением основ с одновременной суффиксацией опорной основы, более всего сложений основы существительного с осно­вой глагола и основы прилагательного или числительного с основой существительного. В качестве суффикса в таких случаях чаще всего применяется суффикс -ие(-ье) (хотя воз­можны и другие).

§ 22. Формообразующие (уменьшительно-ласкательные) суффиксы в классе слов среднего рода

Из общего числа суффиксов, связанных со склонением слов среднего рода, едва ли не половина падает на суффиксы субъективной оценки. Сюда же примыкают по внешнему облику уменьшительно-ласкательные формы и от слов мужского рода (относящиеся к категории неодушевленности: домишко, доходишко и т. п.). В формах субъективной оценки особенно остро обнаруживается противопоставление женского и неженского (мужско-среднего) склонения слов, не имеющих значения лица. Категория субъективной оценки в классе слов среднего рода выражается серией суффиксов. Таковы:

  • 1. -к (о) (преимущественно при односложной основе) и -к(о) (при многосложной основе) с уменьшительно-ласкательным значением: ведерко, ушко, дитятко, озерко, облачко, яичко, яблочко и т. п. Ср.: древко, молочко . Суффикс -к(о) утратил продуктивность.
  • 2. Непродуктивный суффикс -ик(о) с тем же значением (присоединялся к основам от слов на -цо, -чо и -есо ): плечико, личико, колесико и др.
  • 3. Продуктивный суффикс и его варианты -ц(е), -ц(о), -ец(о) и -иц(е) со значением уменьшительно-ласкательным, но с более ярко выраженными оттенками сочувствия, участия, уничижения или другой эмоции.

Суффикс -ц(е), -ц(о) присоединяется к основам, оканчивающимся на один согласный (не заднеязычный и не на ц ) или допускающим вставку беглого о перед твердым конечным согласным. Например: зеркальце, тельце, рыльце (в пушку), дельце, шильце, оконце ; словцо, мясцо, винцо, пивцо и т. п. Ср.: "тонко обделать дельце" ; "ловкое коленце выкинуть" . Суффикс -ец(о) сочетается с основами слов, имеющих ударение на окончании и содержащих перед окончанием два или более согласных, из которых один мягкий, например: бельецо, письмецо, пальтецо и т. п. Суффикс -иц(е) сочетается с основами слов, оканчивающихся на -ье или на группу согласных перед о и имеющих ударение на основе, например: маслице, креслице, платьице, здоровьице и т. д.

  • 4. Малопродуктивный суффикс -ышк(о) (непродуктивный -юшк(о) , вымирающий вариант -ушк(о) : xлeбушкo ; с еще более резко выраженными экспрессивными оттенками (от слов среднего рода на -ро, -ло, -ле или на группу согласных о, е ): перышко, зернышко, крылышко, ребрышко, солнышко, гнездышко, ведрышко, донышко, пятнышко, полюшко и т. п.

Суффиксами -ышк(о), -юшк(о), -ушк(о) передается не "размер самого предмета, а личное чувство человека к нему" (К. Аксаков). В сущности, эти суффиксы уже выходят за пределы первой степени уменьшительности-ласкательности. Они связаны с экспрессивными суффиксами второй степени (или ступени), вроде -ечк(о) . Кроме суффикса -ышк(о) сюда относятся:

  • 5. Презрительно-уничижительный суффикс -ишк(о), -ишк(о) : делишко, словишко (замолвить), письмишко, именьишко, поместьишко, корытишко .
  • 6. Соотносительный с -ц(о), -ц(е) ласкательный суффикс -ечк(о), -ечк(о) : словечко, местечко и др. Но ср. также от слов на -мя : времечко, семечко, темечко .

Присоединяясь к основам слов на -це , утратившим значение уменьшительности, этот суффикс образует новые формы этих слов с уменьшительным и ласкательным значением: крылечко, колечко, блюдечко и др.

К системе среднего рода, как уже было указано, примыкают слова мужского рода с презрительно-уничижительными суффиксами -ёнк(о) и -ишк(о) (если они не обозначают лиц) и с увеличительным суффиксом —ищ(е) .


С твердым мужским склонением связаны следующие уменьшительно-ласкательные суффиксы:
-ок, -ёк, -ек: голосок, лесок, домок, котелок, узелок, старичок, петушок, посошок, дружок, снежок, горбунок, конёк, человечек, чаёк, медок и т. п. Вариант этого суффикса - ласкательно-уменьшительный суффикс -шек, -шок. Он присоединяется к именам, оканчивающимся на -н или -нь: баран - барашек: камень - камешек; ремешок, корешок, кармашек и т. п. Но ср. краешек. Это очень продуктивная группа суффиксов.
-ик (без ударения): листик, носик, ротик, лобик, кораблик, домик, столик, соколик, котик, мячик, комарик и т. п. Присоединяясь к простым основам, суффиксы -ок и -ик образуют иногда парные формы. Еще К. С. Аксаков заметил, что суффикс -ик по сравнению с суффиксом -ок более экспрессивен в тех случаях, когда параллельные формы на -ик и -ок не подвергаются лексической дифференциации и не обозначают разных вещей (ср.: носок и носик; соколок и соколик; кусток и кустик; мосток и мостик; садок и садик и т. п.). «…В именах мужского рода уменьшительные -ок и -ик совершенно одинакового значения: но там, где встречаются оба окончания, есть оттенок. Тогда окончание на -ок, очевидно первоначальное, выражает просто уменьшенный вид предмета, между тем как в окончании на -ик слышится уже шутка, и если еще не ласка, то любезность… видно, что уменьшенный, миниатюрный предмет представляется милым»99.
.: листок и листик; роток (на чужой роток не накинешь платок) и ротик; возок и возик; глазок и глазик; гвоздок и гвоздик; разок и разик; часок и часик; ср.: домок и домик; ср.: зубок (знать назубок, выучить назубок) и зубик.
Однако от большей части слов двойные уменьшительно-ласкательные образования невозможны. Например, от всех основ на заднеязычный (г, к, х) производятся лишь формы на -ок: звук - звучок; пух -пушок; круг - кружок; бок - бочок; бог - божок и т. п. От основ на шипящие и ц образуются уменьшительно-ласкательные с помощью -ик. Например: дождик, ключик, экипажик и т. п.*
Ответвлением суффикса -ик является суффикс -чик (особенно часто присоединяемый к основам слов на -ец и к словам на -ан и -ун: мальчик, любимчик, щелкунчик, чемоданчик, балаганчик, карманчик и т. п.). Ср.: рукавчик, коридорчик, моторчик, нарывчик и т. п.
Вследствие яркой экспрессивной окрашенности суффиксов -ик и -чик слова с этими суффиксами не подвергаются дальнейшему обрастанию ласкательными суффиксами.
Несколько в стороне от этих суффиксов находится ласкательно-уничижительный продуктивный суффикс -ец. В нем еще ярче, чем в суффиксе -ик, выступают оттенки ласкательности, сочувствия, смирения, унизительности, презрения, фамильярного участия. Например: хлебец, закатец, морозец, уродец, товарец, народец, счетец, отказец и т.
Формы с суффиксом -ец также не возводятся во вторую степень субъективной оценки.
Экспрессивные суффиксы второй степени с ласкательным оттенком:
-очек, -ёчек: голосочек, чаёчек, сучочек, кулёчек, листочек, старичочек
* Еще Г. Панский отметил, что свобода переходить в уменьшительные имена посредством -ок и -ик принадлежит основам, оканчивающимся на все согласные, кроме г, к, х, ш, ж, щ, ч и ц. Если производящая основа оканчивается на г, к, х, то уменьшительные образуются посредством суффикса -ок, -ек (с чередованием к - ч, г - ж, х - ш): грешок, человечек, рожок и т. п. Если же производящее слово оканчивается на ж, жд, ш, щ, ч, а также ц, которое замещается через ч, то образующим суффиксом является -ик: мячик, шалашик, пальчик и т. п.100
шз
и т. п. Этот суффикс представляет собой сочетание уменьшительных суффиксов -ок и -ек.
Обратная комбинация - распространение уменьшительно-ласкательного суффикса -ик посредством -ек, -ок - в русском языке невозможна.
Непродуктивный -ышек: колышек, воробышек, пупырышек и некоторые другие (ср. наречие рядышком).
Обзор уменьшительно-ласкательных суффиксов твердого склонения приводит к выводу, что формы субъективной оценки здесь бедны. Экспрессивные суффиксы связаны главным образом с грамматическими классами среднего и женского рода.

Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением. Примеры суффиксов?

    Милый-Миленький, Ушастый-ушастенький, жлтый-жлтенький, Маленький-малюсенький, кот-котик, Низкий-низенький, быстрый-быстренький. На первом варианте показано, когда без суффикса, а на втором показано с суффиксом.

    Уменьшительно-ласкательная форма организуется путем добавления специальных суффиксов.С близкими зачастую мы общаемся с помощью добавления этих суффиксов.Какие бывают Уменьшительно-ласкательные суффиксы.Суффикс -ек.Например: орешек,сыночек.Суффикс — ик.Например: обормотик,бегемотик.Суффиксы -ечк, -еньк. Например:доченька,заечка,книжечка.

    Ну, я думаю, здесь названы не все уменьшительно-ласкательные суффиксы скажем: УШК, ЮШК, употребляемый для существительных Митрофан-ушк-а, Степан-ушк-а, Антип-ушк-а, кл- юшк-а,ашк -старик-ашк-а, ок-,к — пятач-ок, сквозняч-ок, огон-ек. Должны быть ещ варианты.

    В русском языке с уменьшительно-ласкательным значением существует множество суффиксов.

    Существительным придадут уменьшительно-ласкательное значение следующие суффиксы :

    ножка, головка, голубка, ручка;

    -ик, -ек :

    столик, скверик, карандашик, веничек, веночек;

    ок-/к :

    башмачок, сундучок, крючок, пушок, пенк, денк;

    -ец-, -иц-:

    лужица, рожица, креслице, маслице, пальтецо, письмецо;

    -ечк-/очк :

    семечко, темечко, имечко, времечко, ситечко, утречко, звездочка, кисточка, весточка;


    -оньк-/-еньк-/ньк- :

    головонька, лисонька, рученька, ноженька;

    -ышк-/-ишк -:

    перышко, солнышко, горлышко, мелочишка, стклышко;

    -ушк-/-юшк- :

    старушка, девчушка, зимушка, полюшко, волюшка;

    -онк-/нк- :

    мальчонка, речонка, лавчонка, деньжонки, лошаднка, головнка;

    -чик- :

    карманчик, стаканчик, болванчик;

    -инк- :

    пылинка, слезинка, пушинка, росинка;

    -ашк- :

    мордашка, старикашка.

    У прилагательных заметим суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

    еньк-/-оньк -:

    маленький, быстренький, шустренький, умненький, плохонький, лгонький.

    Словообразовательные суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

    Оньк- полосонька, лисонька, Лизонька;

    Еньк- зоренька, дороженька, Сашенька, маменька, папенька;

    Иньк- заинька, баиньки, паинька;

    Ин+к- горошинка, ссадинка, соломинка;

    Енк- беженка, неженка, француженка;

    Онк- душонка;

    Онок- волчонок;

    Ик- ключик, ножик;

    Ек- замочек, кусочек, мешочек;

    Ок- волчок, кулачок;

    Ец- письмецо, ружьецо;

    Иц- мителица, красавица, маслице,креслице;

    Ич+к лисичка, лестничка, луковичка.

    И другие.


    Приведу несколько уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.

    СУФФИКС -ЕК- орешек,

    СУФФИКС -ИК- мячик,

    СУФФИКС -ОК- дурачок,

    СУФФИКС ОЧК- (-ЕЧК-), -ОНЬК-(-ЕНЬК-) баночка, ложечка, цыпонька, доченька,

    СУФФИКС -ЕЦ- (-ИЦ-) молодец, маслице,

    СУФФИКС -ОНК- (-НК-), -ОНОК- душонка, барсучонок,

    СУФФИКС -ИНК- вершинка.

    Дом-домик(суффикс ик), синий-синенький(суффикс еньк), умный-умненький(суффикс еньк) В общем их много, нужно лишь включить фантазию.

    Таких суффиксов в русском языке несколько и употребляются они чаще в устной речи, т.к. не все из нас по окончании школы помнят правила…))

    Итак это суффиксы -иньк- (-еньк-)- заинька,Сашенька; -ик- (-ек-,-ок-)- ключик, мешочек, кулачок; -ичк-, (-ечк-) лисичка, утречко и пренебрежительный -онк- (-енк-)- душонка.

В процессе обучения русскому языку школьники знакомятся с основными сведениями о современной словообразовательной системе и об историческом словообразовании. Знание морфемного состава и основных способов словообразования помогает осуществить практическую, коммуникативную направленность обучения, выраженную в усвоении словообразовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи, что в целом формирует языковое чутьё школьников [Теория и практика обучения русскому языку, Сабаткоева, 2005]. Знакомство с типовыми для русского языка суффиксами повышает лингвистическую грамотность обучаемых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Суффиксы субъективной оценки в текстах Пригова Д.А. на уроках русского языка

В процессе обучения русскому языку школьники знакомятся с основными сведениями о современной словообразовательной системе и об историческом словообразовании. Знание морфемного состава и основных способов словообразования помогает осуществить практическую, коммуникативную направленность обучения, выраженную в усвоении словообразовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи, что в целом формирует языковое чутьё школьников [Теория и практика обучения русскому языку, Сабаткоева, 2005]. Знакомство с типовыми для русского языка суффиксами повышает лингвистическую грамотность обучаемых. К таким суффиксам относятся суффиксы субъективной оценки. Например, такие суффиксы, как еньк/оньк, онк/енк, очк/ечк и другие.

В процессе изучения суффиксов мы обратились к текстам Д.А. Пригова - известного литературного деятеля, художника, прозаика, драматурга и эссеиста. Дмитрий Пригов - автор большого количества графических работ, инсталляций, многих поэтических сборников и книг прозы. В текстах Пригова нами отмечено большое количество суффиксов субъективной оценки, которые образуют не новые слова, а их формы, нередко отличающиеся от тех слов, на базе которых они возникли, только эмоционально-экспрессивной окраской.

В последний раз, друзья, гуляю

Под душем с тёплою водой

А завтра – может быть решётка

Или страна чужая непривычная

А может быть и куда проще –

Отключат тёплую вод ичк у

И буду гряз н ый неприлич н ый я

Но рядом немнож ечк о – то простоял рядом

Как зверь влачит своей супруге

Текущий кровью жар к ий кус

Так я со связ очк ой моркови

С универсама волокусь

Ещё лучок там, может репка

Картош ечк и пакет ик – два

Ещё бутыл очк а там крепкой

Чтоб закружилась голова.
Суффиксы в текстах Дмитрия Пригова весьма многочисленны.

В филологии статус деминутивов проблематичен: если в трудах А.А. Шахматова, Л.В. Щербы, В.А. Богородицкого, А.А. Дементьева, Л.И. Осипова и др. деминутивы относятся к области словоизменения, то для Е.С. Кубряковой, А.М. Родимкиной и др. это словообразовательные явления [Материалы межд.науч.конф.,Араева, 2008].

Суффиксы субъективной оценки используются в текстах поэта как в нарицательных именах, так и в собственных. В журналистских публикациях о Пригове встречаются упрощённые, редуцирующие интерпретации его поэтики: «ироническое обыгрывание советских штампов, абсурдизм, чёрный юмор». Интеллектуальная деятельность Пригова включает в себя гипертрофированный элемент рефлексии, навыки осмысления - не только любых своих художественных и даже бытовых жестов, но и их контекста, ситуационного и исторического [Сорокин, 2007].
Для многих имён в текстах Пригова, в особенности для тех, у которых основа краткой формы оканчивается на твёрдый согласный, основная немаркированная ласкательная форма чаще всего образуется с помощью суффиксов – очка/-ечка. Например:

Эка деточка-Лолиточка

Да Наташечка Ростовочка…

Поэт использует полную и уменьшительно-ласкательную формы личного имени героини романа В.Набокова «Лолита». Особенность поэзии Пригова − в употреблении им прецедентных имен в непривычных формах.

Тем не менее, формы на -очка/-ечка передают нечто большее, чем просто «хорошие чувства». Многие учёные считают, что их основное значение уменьшительно-ласкательное, иногда просто ласкательное, в особенности при обращении к детям. Формы на данные суффиксы сочетают в текстах Дмитрия Александровича «что-то маленькое», хорошие чувства, и ориентацию на детей [Прохоров, 2007]. Суффикс -ечка (Наташечка) придаёт этому имени что-то детское, и, как обычно, выражает лёгкую нежность.

В положении после твёрдой согласной выступает вариант –очк-, в положении после мягкой согласной – вариант –ечк-.

С точки зрения морфологии суффикс -очка – дважды уменьшительный, и это значимо также семантически, поскольку он предполагает маленький размер предмета речи и положительное отношение. Формообразующий суффикс субъективной оценки –очк- безударен, а ударение падает на мативирующую основу [Сиротинина, 2003].

Вот я котлет очк у зажарю

Бульончик маленький сварю…;

Вот заявился дым кол ечк ом

Вышла кошка на крыл ечк о….;

Конфет очк у нарезывает он

И на хлеб кладёт

О, дет очк а болезная

Послевоенных лет;

Гриб очк и мы с тобой поджарим

И со сметанкой поедим…

Такие формы, как котлеточка, крылечко, колечком, конфеточка, грибочки, деточка, вызывают в памяти мир маленьких детей и ту эмоциональную ауру, которая возникает при общении с детьми. Входя в этот мир, взрослый испытывает смесь нежности, умиления, игривости, несерьёзности и т.п. В текстах Пригова таких суффиксов довольно много: бутылочка, связочкой (сущ.), немножечко (нар.) и т.д. [Прохоров, 2007].

Мягкие краткие формы (например, тонкий, худой ) не типичны для взрослых и поэтому не нуждаются в «уменьшении», будучи использованы как обращение к детям. С другой стороны, иногда и их требуется заменить на что-то более нежное и ласковое, это в тестах Пригова осуществляется с помощью суффиксов –еньк/-оньк (Например, глупенький, целёхонькие, худенький ). Формообразующие суффиксы безударны, а ударение падает на мотивирующую основу.

Низкие тучи спускаются над ночной изрытой дорогой

А я мал еньк ий, тон еньк ий мальчонка

Бегу в ужасе от родительского дома…

При помощи суффикса –еньк- образуются существительные женского и мужского рода со значением уменьшительно-ласкательным (маленький, тоненький ); слова с этими суффиксами употребляются преимущественно в разговорной речи.

В чём душа у таракана

Бедн еньк ого и живёт

Ручки-ножки, ножки-ручки

Тон еньк ие и живот…;

Ты помнишь, ко мне ходил

Молод еньк ий такой

Из отряда космонавтов?...

С таким же значением при образовании нарицательных существительных женского рода используется в текстах и суффикс –ка.

Я маленькая балерин ка

Живущая на склоне лет

Моя цветная пелерин ка

Повылиняла весь свой цвет…;

Подумаешь – испачкал нож ки ,

А то начнёшь строить дорож ки …

В данном случае (дорожки, ножки) перед суффиксом –ка- наблюдается чередование заднеязычных согласных с шипящими (нога – ножка, дорога – дорожка). Ударение падает на мотивирующую основу.

Среди русских экспрессивных суффиксов суффикс –ка- самый многосторонний и неуловимый. В лингвистической литературе этот суффикс принято описывать как пейоративный. Он же используется в сфере собственных имён [Сиротинина, 2003].

Ты помнишь этого-то, Кольку ?..;

Вроде, Катька ты!..

А.В Суслова и А.В. Суперанская пишут, что суффикс –ка сохранил до сегодняшних дней исконные черты, заключающиеся в выражении высокомерного отношения к адресату и в принижении его статуса в отношениях с говорящим[Сиротинина, 2003].

При помощи суффиксов –онк/-енк в строках Дмитрия Александровича образуются существительные женского и мужского рода со значением пренебрежительности (книжонка, избенка, мальчонка и др.). Формообразующие суффиксы ударны.

Вы слышите! Слышите – дождик идёт! –

Да нет – это плачет стор онк а восточная вся…;

Рухнул окровавленный отец

Хватавший и обхватывавший меня

Срывавший с меня рубаш онк у и штанишки

Исходя пеной из кривого ухмыляющегося рта…

Необходимо отметить и суффиксы –ин/-атин, которые довольно часто встречаются в стихотворениях поэта. Суффикс –ин- образует существительные со значением одного предмета из ряда одинаковых (лилипутина), а –атин- образует имена существительные женского рода со значением употребляющегося в качестве пищи мяса животного, которое названо мотивирующим именем существительного (волчатина).

Данные суффиксы могут быть как ударными, так и безударными [Ефрёмова, Т.Ф., 1996]. В текстах же Дмитрия Пригова субъективные суффиксы –ин/-атин безударны.

В процессе изучения суффиксов мы обратились и к суффиксам –ячк/-ичк. В текстах Дмитрия Александровича суффиксы –ячк/-ичк выделяются в именах существительных женского рода. Словообразующие суффиксы ударны.

А может быть и куда проще –

Отключат тёплую вод ичк у

И буду грязный неприличный я…;

Помнишь, нас ещё знакомили

С мор ячк ом одним лихим?-

Нет, не помню!

Ну, неважно…

При помощи суффикса субъективной оценки –це- образуются в текстах имена существительные с уменьшительно - ласкательным значением.

В будущем как – нибудь детское тельце

К тельцу прижмётся шепча горячо

Здесь вот покоится дедушка Ельцин,

А рядом покоится вождь Горбачёв…

Суффикс –це- присоединяется к непроизводной основе. При этом наблюдается чередование [л] – [л`].

От большей части слов с конкретным значением с помощью особых суффиксов субъективной оценки образуются существительные с различными дополнительными эмоциональными оттенками значений уменьшительности, ласкательности, пренебрежения, увеличения и т.п. К сожалению, не все тексты Д.А. Пригова можно использовать на уроках словообразования в школе. У поэта – концептуалиста большинство стихотворений написаны для взрослых, поэтому для уроков русского языка необходимо тщательно выбирать тексты, которые будут соответствовать теме и возрасту учащихся.

Литература

1. Пригов, Д.А. Сборник «Домашнее хозяйство»

2. Пригов, Д.А. Сборник «По мотивам поэзии Мишукова»

3. Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка. Лексика/Под ред. О.Б. Сиротининой – 2-е изд. – М.: Едиторил УРСС, 2003. – 256 с.

4. Прохоров, Ю.Е. Русские: коммуникативное поведение/Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин. – 3-е изд.,испр. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 328 с.

5. Пригов, Д.А. Сборник « Законы литературы и искусства ».

6.Сорокин, Владимир. О Вселенной Дмитрия Пригова / http://exlibris.ng.ru/tendens/2007-09-06/8 prigov.html.

7. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб.пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений/Под ред. Р.Б. Сабаткоева. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320с.

8. Резниченко, Л.Ю. К проблеме мотивированности языкового знака (некоторые фоносемантические и словообразовательные аспекты исследования диминутивности)/ Л.Ю. Резниченко// Актуальные проблемы современного словообразования. Материалы межд.науч. конф./ Под ред. Л.А. Араевой. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. – с.60 – 65.

9. Ефрёмова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М: Рус.яз., 1996. – 638с.


1

В статье рассматриваются суффиксы субъективной оценки как источник речевой экспрессии в русском словообразовании, проводится анализ мемуаров и писем русских императоров XIX–XX вв., устанавливается, насколько суффиксы субъективной оценки влияют на создание образа языковой личности. В первой части статьи рассматриваются теоретические аспекты, связанные с суффиксами субъективной оценки, разные точки зрения лингвистов на их роль в языке. Практическая часть работы заключается в анализе суффиксов субъективной оценки мемуаров и писем русских императоров. Сделан вывод о том, что суффиксы субъективной оценки помогают представить языковой портрет каждого из русских императоров. Во всех официальных документах и письмах слова с оценочными аффиксами отсутствуют, а эпистолярный жанр дает право автору раскрывать свои эмоции более полно, чему способствуют и слова с суффиксами субъективной оценки.

эпистолярный жанр

языковой портрет личности

суффиксы субъективной оценки

1. Аксаков К. С. Опыт русской грамматики. Полн. собр. соч. - М., 1880. – С. 63–64.

2. Воспоминания о младенческих годах императора Николая Павловича, записанные им собственноручно. Пер. с франц. В.В. Щеглов. - СПб., 1906.

3. Два письма императора Александра Павловича // Русский архив. – 1877. - №2. – С. 145.

4. Дневники Николая II (1894–1916 гг.) [Электронный ресурс] // Русское небо: сайт. URL: http://www.rus-sky.com/history/library/diaris/1894.htm#1894 (дата обращения: 18.11.2014).

5. Изъ писемъ императора Николая Павловича къ князю И. Ф. Паскевичу // Русский архив. – 1897. - № 1. - С. 13, 18.

6. Изъ писемъ императора Николая Павловича къ князю И. Ф. Паскевичу // Русский архив. – 1910. - № 3. - С. 322, 333, 337, 339.

7. Изъ писемъ императора Николая Павловича къ князю И. Ф. Паскевичу // Русский архив. – 1910. - № 4. - С. 508.

8. Изъ писемъ императора Николая Павловича къ князю И. Ф. Паскевичу // Русский архив. – 1910. - № 6. - С. 177.

9. Медведева К. М. Семантика эмоционально-экспрессивных суффиксов квалитативных форм русских антропонимов // Молодой ученый. - 2013. - № 7. - С. 487–490.

10. Письмо императора Николая Павловича къ сыну его великому князю Николаю Николаевичу // Русский архив. – 1896. - № 3. - С. 401.

11. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. Т. 3. – М.: Просвещение, 1968.

12. Цесаревичъ Александръ Николаевичъ въ письмахъ къ его воспитателю К. К. Мердеру // Русская старина. – 1886. – Т. 50–51, № 5. - С. 359–370.

13. Чернышевский Н. Г. О словопроизводстве в русском языке: т. II. - 1854. - С. 815–816.

Словообразование в русском языке является ярким источником речевой экспрессии благодаря богатству и разнообразию оценочных аффиксов. Особую группу образуют суффиксы субъективной оценки, которые, не нарушая лексического значения исходных форм, отражают или реальное уменьшение или увеличение предмета, или субъективно-экспрессивное отношение к нему. Чаще же всего эти два значения трудно разграничить, так как они сливаются в одном слове. Даже чисто уменьшительное значение в контексте может облечься разными экспрессивными оттенками. Недаром в современных толковых словарях наблюдается значительный разнобой в определении того или иного конкретного суффикса в том или ином конкретном слове.

При помощи суффиксов субъективной оценки мы имеем возможность выразить не только противоположные чувства, но и различные их оттенки: растроганность и нежность, ласковость и слащавость, пренебрежение и даже иронию и насмешку - пеструю гамму эмоций и оценок. Поэтому по интенсивности использования и значению в контексте суффиксов можно сделать вывод о личностном начале человека, о его характере, манерах, состоянии, реакции на разные жизненные ситуации.

В русском литературном языке уменьшительно-ласкательные суффиксы обычно характерны для разговорно-бытовой речи и используются в разговорах с детьми, при просьбах и при желании придать разговору душевный оттенок. Формы слов с эмоционально-оценочными суффиксами особенно продуктивны в фольклоре и в разговорной речи. Но иногда эти суффиксы приобретают иной характер и, присоединяясь не только к конкретной, но и к абстрактной лексике, придают ей ироническую и даже отрицательную окраску. «...Малому свойственно быть милым, - писал К.С. Аксаков. - Самая ласка предполагает уменьшительность предмета, и вот почему для выражения милого, для ласки употребляется уменьшительное... Оттенки отношения к предмету уменьшенному многочисленны. Кроме милого, предмет принимает характер жалкого, бедного, робкого, возбуждающего о себе это сознание в говорящем... кроме чувства, что этот предмет мне дорог, в говорящем высказывается часто и чувство собственного смирения, для чего и предмет представляет он в смиренном виде» .

Следует отметить, что еще Н.Г. Чернышевский, высоко оценивая в русском языке богатство образований с суффиксами эмоционально-оценочного характера, указывает на превосходство этих форм в русском языке в сравнении с иностранными языками . В своем учебнике З.А. Потиха выделяет уменьшительно-ласкательные суффиксы, а также суффиксы с множеством оттенков - ласковости, пренебрежительности-презрительности, снисходительной иронии, уничижительные и увеличительно-уменьшительные. Особенностью суффиксов субъективной оценки является то, что они сообщают экспрессивную или эмоциональную окраску не только одному слову с этим суффиксом, но и всему высказыванию в целом. А. А. Потебня писал: «Отличая объективную уменьшительность или увеличительность от ласкательности и пр., в коей выражается личное отношение говорящего к вещи, можно думать, что в последнем случае настроение, выразившееся в ласкательной форме имени вещи (относительного субъекта), распространяется в той или другой мере на ее качества, качества ее действий и другие вещи, находящиеся с нею в связи. Это и есть согласование в представлении» .

В русском языке у разных частей речи оценочность, создаваемая суффиксацией, проявляется по-разному: сильнее всего у существительных и прилагательных, реже - у глаголов и других частей речи.

Суффиксы субъективной оценки - самое явное словообразовательное средство для выражения самооценки и оценки других людей или объектов, поэтому ни одно художественное произведение не обходится без их использования. Обращение писателей к экспрессивному словообразованию в разные эпохи отражало не только лингвистический вкус времени, но и условности литературных стилей и методов. Если в XVIII в. оценочные суффиксы считались частью «низкого штиля», то уже в XIX в. происходит переоценка уменьшительно-ласкательных слов, многократно повторявшихся в «новом слоге». Стилистическое применение экспрессивного словообразования в творчестве крупнейших русских писателей обусловлено особенностями их слога и конкретными художественными задачами, которые решались при отборе выразительных средств языка для того или иного произведения.

Материалом нашего исследования являются мемуары и письма русских императоров XIX-XX вв. Император - главный человек в стране, каждое слово которого находится под особым пристальным контролем и современников, и потомков, поэтому использование слов с разными экспрессивно-оценочными суффиксами, частота их употребления являются важным средством самопрезентации языковой личности императора.

Александр I Романов мемуаров не оставил, письма строго выдержаны в эпистолярном стиле того времени, никаких резких «перепадов» в языке не наблюдается. Из всех рассмотренных писем только в письме к А.Н. Нарышкиной встречается: «любезнейшей моей Государыни-бабк и » , но из контекста становится понятным, что в данном случае суффикс -к- оценки не выражает.

По количеству и разнообразию оставленного материала Николай I сильно отличается от предшественника - это и воспоминания, и письма к государственным деятелям, писателям, чиновникам, и рескрипты. Один достаточно объемный пласт писем содержит слова, в которых оценка выражается с помощью лексического значения самого слова без использования оценочных суффиксов («любезный», «искреннейшую признательность», «душевно благодарю») - это письма к князю Меньшикову, графу Толстому, графу Дибичу, князю Горчакову, графу Клейнмихелю и другим. Ко всем им он обращается, используя слова, имеющие значение ласковости.

Но наличие яркой экспрессии, подчеркиваемое наличием оценочных суффиксов, проявляется в письмах к князю Паскевичу, светлейшему князю Варшавскому и наместнику Польского Царства, которого он называл не иначе как «отец-командир». В журналах «Русский архив» и «Русская старина» представлен большой фонд - более 80 писем Николая I к князю. Особую близость к Паскевичу и его семье демонстрирует неоднократное окончание писем - «целую ручк и княгине» , которое превратилось в штамп. Император делится с Паскевичем и личными делами и проблемами, переживает за него, заботится о его здоровье, но основой их диалога является, конечно, обсуждение разных событий, происходящих в России и в мире, в том числе политических. Чувство патриотизма и любви выражается в неоднократном использовании суффикса -ушк-, который добавляет оттенок ласковости в отношении разных наименований России (нередко использует перифраз): «нашей матушк и России» , «поглядеть на старушк у белокаменную» . Оценка встречается как положительная: «было хорошеньк ое дело с береговым отрядом» , «бомбардирование городк а должно довершить праздник» с помощью суффиксов -еньк-, -к- с уменьшительно-ласкательным значением с оттенком иронии, так и отрицательная: «надо это гнездилищ е в зародыше уничтожить» суффикс -лищ- со значением увеличительности (в данном контексте еще и с оттенком уничижительности).

Также позволяет себе использовать слова с оценочными суффиксами император в письмах к своим детям. Например, дает поручение сыну «поцеловать братц ев » . Обычно с помощью суффикса -ец- образуются существительные мужского рода с ласкательно-уничижительным значением, но в контексте письма уничижительное значение утрачивается и остается только уменьшительно-ласкательное. В письме к дочери встречается регулярный суффикс -к-, но с интересным оттенком ласкательного значения, будто Николай I с надеждой ожидает оценки своего подарка: «кажется, статуйк а молящагося ребенка мила».

Но больше всего слов с оценочными аффиксами император использует в своих мемуарах - воспоминаниях о младенческих годах. Здесь и ласковое обращение к нему отца с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -аш-: «Поздравляю, Николаш а , с новым полком», и ответные чувства юного Николая I: «в... комнате моей матушк и » - подчеркивает суффикс -ушк- с тем же значением. Основная часть воспоминаний - это описание, поэтому больше всего оценочных суффиксов встречается в существительных: «близ малого садик а », «держащие с помощью цепочек », «я носил курточк у », «крестик Св. Иоанна», «лента под курточк ой », «вороных лошадок », полукруглый столик », «маленькую каморк у », «деревянных лошадок » . Это суффикс -ик- со значением уменьшительности и уменьшительно-ласкательные суффиксы -к- и -очк-. Кроме существительных, есть примеры употребления суффикса -еньк-, который также придает высказыванию ласкательное значение: «следовала другая, узеньк ая » . Все суффиксы имеют схожее значение, нет ни одного с отрицательной оценкой, в связи с этим создается атмосфера душевности, рисуется явный образ счастливого ребенка, чего, наверное, и хотел автор.

Александр II суффиксы субъективной оценки позволял себе использовать только в письмах к своему воспитателю К. К. Мердеру. Часто встречается выражение «сестриц ы и братц ы вам кланяются» , содержащий суффикс -иц- со значением уменьшительности и -ец- с ласкательно-уничижительным значением. Также присутствует упоминание «Машеньк и » и «Сашеньк и » - используется суффикс -еньк- со значением ласковости. Кроме обращений и имен, суффиксы встречаются и в других словах: «на нашей маленькой дорожк е » , «в тележк е » . Конечно, нужно учесть, что писал эти письма Александр еще будучи цесаревичем в 15 лет, в дальнейшем в его письмах такого обилия суффиксов не встречается.

Последний русский император оставил самое большое мемуарное наследие - в течение всей жизни вел дневники, которые отражали все события каждого дня, поэтому они очень объемны. Найденные в архиве письма лаконичны, четки и не содержат ничего лишнего, кроме указаний каких-либо действий, что не скажешь о дневниках. Сразу становится понятно, как много значила для Николая II семья. Это выражается в обилии слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в отношении всех членов семьи. Когда у него рождается дочь, он упоминает о ней почти в каждой записи (только с рождения - ноября 1895 г. - и до конца года - 21 раз), называет «дочк а». За 1894, 1895 гг. в дневниках было использовано 74 существительных с суффиксами субъективной оценки, 31 прилагательное и 1 наречие. Все прилагательные с уменьшительно-ласкательным суффиксом -еньк-, наречие имеет суффикс -оньк- с таким же значением: «потихоньк у доехал». Самым продуктивным суффиксом существительных является суффикс -к- (также уменьшительно-ласкательный) - встречается 48 раз. Суффикс -ик- - 10 раз. Все остальные (-ушк-, -ок-, -ек-, -чик-, -инк-, -онк-, -аш-, юш-, -еньк-) используются реже, но значение всегда уменьшительно-ласкательное: «сидел на камешк ах », «разными тропинк ами », «с милой женушк ой », «заснул на часок », «смотрели на резвого медвежонк а », «посетили сельский домик », «завтракали с Наденьк ой » и т.д. .

Подводя итог, можно сказать, что суффиксы субъективной оценки помогают нарисовать языковой портрет каждого из русских императоров. Во всех официальных документах и письмах слова с оценочными аффиксами отсутствуют, что понятно и диктуется официально-деловым стилем. Личные же письма написаны более «свободным» языком. Эпистолярный жанр предполагает наличие адресата, который незримо существует как один из участников диалога, что дает право автору раскрывать свои эмоции более полно, приближая данную форму к реальной беседе, чему способствуют и слова с суффиксами субъективной оценки. Александр I и Александр II придерживаются нейтрального стиля написания писем. Интерес вызывают письма Александра Николаевича еще в раннем возрасте, которые изобилуют суффиксами. В сравнении с более поздней перепиской они очень эмоциональны, насыщенны коннотативными единицами со значением ласковости. Николай I всем пишет подробные письма с разъяснениями или описанием какого-то события, но только в письмах к самым близким людям - детям, «отцу-командиру» князю Паскевичу - он свободно проявляет эмоции. Также слова с суффиксами со значением ласковости, уменьшительности в большом количестве встречаются в воспоминаниях Николая I о своих «младенческих годах», позволяют нарисовать картину счастливого детства. Николай II письма пишет четко и кратко, но зато ведет подробный личный дневник, который и позволяет в полной мере оценить его личностные качества. Он как никто ценил семью и тихие житейские радости. В дневниках перед нами не грозный император, а прежде всего человек, который очень заботится о близких, любит гулять, ценит природу и каждую мелочь жизни. Эту сторону жизни помогает понять язык дневников, где интенсивно употребляются оценочные суффиксы.

Рецензенты:

Глухих Н.В., д.филос.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;

Казачук И.Г., д.филос.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Щербахо Н.В. СУФФИКСЫ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ В МЕМУАРАХ И ПИСЬМАХ РУССКИХ ИМПЕРАТОРОВ XIX-XX ВЕКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17653 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Филатова Елена Владимировна

Аспирант Тольяттинского государственного университета, Тольятти, Россия

Колыбельные песни – это один из самых откровенных жанров народной поэзии: это беседа женщины со своей душой, не стесняемая чьей бы то ни было критикой. Пение колыбельных способствует накоплению у ребёнка чувственных впечатлений, постепенно ведёт к восприятию человеческого голоса как сигнала общения, к восприятию слов, к пониманию языка. Поэтому слова, структура текста колыбельной так же не случайны, как и её напев. Через колыбельную песню ребёнок усваивает первичный словарный запас, необходимый для развития мышления и познания окружающего мира. Этот словарный запас, представленный в текстах колыбельных песен, обусловлен особенностями психики ребёнка.

Для текстов колыбельных песен характерно широкое использование экспрессивно-эмоциональных слов, которые образуются с помощью особых словообразовательных средств. Как известно, тексты колыбельных песен излучают свет материнской любви. Именно ласка матери передаётся с колыбельной песней, пусть ребёнок её ещё не понимает, но он чувствует любовь, нежность и ласку мамы. Ласка распространяется не только на самого ребёнка, но и на то, что его окружает, с чем он может соприкоснуться. Вследствие этого обозначения всех этих предметов снабжены ласкательно-уменьшительными суффиксами.

Рассмотрим эти словообразовательные средства и выражаемые ими значения.

    Первая группа суффиксов – - ок, -ек, -ик, -чик , при помощи которых образуются имена существительные мужского рода со значением уменьшительно-ласкательным (котик, кустик, лоточек, песочек, орешек и др..), а также суффиксы второй степени -очек, -ечек ( лесочек, листочек, кусочек, горшочек, пяточек, дубочек ). Этот суффикс представляет собой сочетание уменьшительных суффиксов - ок, - ек. Такое явление можно назвать цепочечным присоединением суффиксов, функцией которого является увеличение экспрессии этих лексем, которое обосновано желанием матери растворить ребенка в своей ласке в еще большей степени.

    Другая группа суффиксов субъективной оценки: -к-, -очк-, -(ычк), которые используются при образовании существительных женского и мужского рода со значением уменьшительно-ласкательным (нянька, детка - деточка, середка - середочка, пеленочка, нянька, лавочка, сынычка, пташка, татарочка, палочка, чикалочка ). В текстах колыбельных песен данные суффиксы употребляются при наименовании ребенка (детка, деточка, сынычка, сынок ), тех предметов, которые находятся в непосредственно близости с ним (пеленочка, лавочка ), а также тех, которые располагаются уже на «чужой» территории – вне дома (пташка ).

3. Третья группа отмечаемых нами суффиксов субъективной оценки: -ушк- (-юшк-), -ушк- (-юшк-), -ышк- , при помощи которых образуются существительные всех трех родов, а также существительные во множественном числе с уменьшительно-ласкательным значением (матушка, хозяюшка, баюшки, бабушка, оладушки, игрушки, гулюшки, люлюшки, колыбелюшка, солнышко, калатушки, краюшка, ракитушки, зернышко). В текстах колыбельных песен данные суффиксы приобретают субъективную оценку с ласкательным значением в существительных – названиях лиц женского пола: матушка, бабушка, хозяюшка; словах, образованных от рефренов баю-баю и люли – баюшки, люлюшки , а также в наименованиях животных, окружающих ребенка (гулюшки ), мест для сна ( краюшка, колыбелюшка ), окружающих предметов и явлений (игрушки, солнышко, оладушки).

4. Четвертая группа суффиксов субъективной оценки: -оньк- (-еньк-), при помощи которых образyются существительные женского и мужского рода со значением ласкательным (Коленька, Лизонька, Сашенька, баеньки, доченька, люленьки, гуленьки, внученька ), а также имена прилагательные разных тематических групп: 1) цветовые - серенький, зелененький, 2) размерно-оценочные - маленький, хорошенький, миленький. В колыбельных песнях данные суффиксы выполняют аналогичную рассмотренным выше суффиксам функцию субъективной оценки и ласкового именования ребенка.

Таким образом, мы можем сказать, что в художественной системе колыбельных песен важную и своеобразную роль играют деминутивы – категория субъективной оценки, создаваемая «размерно-оценочными» суффиксами [Даниелова: 12]: они выражают любовь, ласку матери к своему ребенку, осуществляют успокоительную функцию. Ласка распространяется не только на самого ребёнка, но и на то, что его окружает, с чем он может соприкоснуться.

Как показали наблюдения, в русской колыбельной песне функционируют уменьшительно-ласкательные образования, имеющие яркую эмоциональную экспрессивную окраску и характерные для поэтики жанра устной народной речи (колыбельной песни): -ок-, -ек-, -ик-, -чик-, -к-, -очк-, -(ычк)-, -ушк- (-юшк-), -ушк- (-юшк-), -ышк-, -оньк- (-еньк-). Частотными являются случаи цепочечного присоединения суффиксов, функцией которого является увеличение экспрессии этих лексем, которое обосновано желанием матери растворить ребенка в своей ласке в еще большей степени. В целом функционирование деминутивных образований - весьма существенного элемента поэтики русской колыбельной песни - тесно связано с идейно-эстетическими задачами жанра данного произведения и могут быть отнесены к традиционным элементам фольклорной образности – формам реализации традиционности (фольклорной стереотипности) на морфологическом уровне фольклорного текста [Венгранович: 195-200] .

ЛИТЕРАТУРА

1. Венгранович М.А. Стилистика фольклорного текста: учебное пособие. Тольятти, 2011.

2. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М., 1986.

3. Головин В.В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе. Олсон, 2000 .

4. Даниелова М.Г. Деминутивы в комплексных единицах словообразования в современном русском языке: АКД. – М., 1985