Архитектор Барановский Петр Дмитриевич: биография, личная жизнь и фото. Хороший человек эпохи диктатуры Профессор барановский ночевал в храме василия

Время все ставит на свои места и воздает каждому по заслугам, жаль только, что заслуги многих полностью оцениваются уже тогда, когда человека нет на земле. Но все же есть память и... памятники. 21 апреля 2009 года в Москве, в Доме Пашкова, состоялось очень важное для российской культуры событие - церемония вручения Всероссийской премии "Хранители наследия". Эта премия создавалась для того, чтобы отметить заслуги людей, посвятивших свою жизнь спасению и сохранению историко-культурного наследия России. Среди награжденных много известных и не известных имен, но одно стоит особняком, т.к. премия этому человеку присуждена... посмертно. Петр Дмитриевич Барановский - Великий архитектор России, реставратор, спасший в годы большевистского лихолетья великое множество шедевров русской архитектуры и в том числе приговоренный к уничтожению и полному забвению Храм Василия Блаженного в Москве.

Барановский Петр Дмитриевич

Его фамилии нет в старых энциклопедичиеских словарях, лишь несколько скупых строчек в современной энциклопедии "Москва" и имя его в основном известно профессионалам от архитектуры, да любителя-историкам. Скромный и неприметный в жизни человек, но удивительно энергичный и ничего и никого не боявшийся, если речь заходила о спасении какого-либо архитектурного шедевра. Я видела его всего один раз, уже стареньким, на Крутицком подворье, которое он восстанавливал и которое сохранено благодаря ему. Это подворье стало моим приходским храмом, здесь я приняла в сознательном возрасте Святое Крещение и первый мой рассказ в разделе "Прогулки о Москве" был именно о нем и заслуга в этом и Петра Дмитриевича Барановского.

Петр Дмитриевич Барановский родился в 1892 году на Смоленщине. Мальчик вместе с отцом строил избы, мельницы, изготавливал сани и постепенно стал реставрировать старые постройки. За свою первую работу он получил премию в 400 рублей, на которые сразу же купил фотоаппарат и отправился в путь по России, фотографировать творения старых мастеров. В 1918 году в разгар гражданской войны Барановский оказывается в Ярославле и спасает там знаменитые ярославские фрески, закрывая берентом пробоины от снарядов. Далее он работает как реставратор в Юрьеве-Подольском, в Чернигове и еще во многих русских городах, которые до сих пор благодарны ему за то, что спас то, чем так теперь привлекают туристов со всего мира.

Спасенная красота - Храм Василия Блаженного (Собор Покрова Богородицы на Рву)

В те годы кругом все рушили и крушили - сносили монастыри, храмы, часовни. Постепенно добрались и до храма Василия Блаженного... Вот как об этом вспоминает дочь архитектора Ольга Петровна Барановская:

"Он спас около 90 церквей. Он мне рассказывал, как спасал храм Василия Блаженного. Каганович говорит: «Петр Дмитриевич, обмеряйте Василия Блаженного - мы будем его сносить». Или его хотели в Америку продать. И Петр Дмитриевич: «Как!? Какое Вы имеете право!? Да это святыня!» - разного наговорил, вышел из кабинета и хлопнул дверью. Дошел до Главпочтамта и написал телеграмму: «Москва. Кремль. Товарищу Сталину. Прошу предотвратить уничтожение Храма Василия Блаженного, так как это принесет политический вред советской власти ».

Андрей Вознесенский, поэт, также оставил воспоминания о том, как был спасен храм Василия Блаженного (опубликовано это в «Литературной газете»). Он рассказывал со слов архитектора Жoлтовского, который входил в комиссию по реконструкции центра Москвы (а Вознесенский окончил архитектурный институт, видимо, там и услышал эту историю), как его пригласили на собрание в политбюро, где решался вопрос о храме Василия Блаженного. Входит Сталин, все члены Политбюро, вносят макет Москвы, Каганович берет храм Василия Блаженного и его убирает. Для проезда танков на парадах. Сталин берет и ставит макет храма обратно: «Паставь на мэсто». Секретарь Сталина Поскребышев перед этим получил телеграмму Барановского и доложил ее Сталину. Поэтому Сталин и сказал: «оставить».

А Петра Дмитриевича в 1933-м арестовали по 58 статье как врага народа, шпиона. Сидел он в лагере в Мариинске три года. Там он строил музей, который по силуэту напоминает храм. Только без креста. Круглый купол и четверик на восьмерике".

Арестовали... как врага народа... допросы, издевательства. "Неизменное повторение по ночам в течение длительного времени повергло меня в такую бездну отчаяния и до такой степени расстроило нормальное восприятие и психику , - рассказывал потом Барановский, - что единственным выходом казалось самоубийство, если бы к этому была какая-то возможность ". 2 апреля 1934 года определили статью: 58-я, пункты 10 и 11. Перед отъездом наконец-то дали свидание с женой. Увидев ее, спросил: "Стоит?" Она утвердительно кивнула головой, зная, что муж спрашивает о храме Василия Блаженного.

Не спасенная, но воссозданная красота - Храм Казанской иконы Божией матери

Отбыв срок, Барановский возвращается почти в Москву, жить ему разрешают лишь за пределами Москвы, на 101 км. Он поселяется в Александрове. Тем не менее он нелегально приезжает в столицу, чтобы произвести архитектурные обмеры Казанского собора на Красной площади, когда его решили снести. Спасти храм не удалось, разобрали и поменяли его на... общественный туалет. В 1937 году по проекту Б.Иофана на месте разрушенной церкви был устроен павильон в честь Третьего интернационала и общественный туалет. В конце сороковых годов павильон снесли. А туалет просуществовал очень долго еще потом, коренные москвичи запомнили его по отвратительному запаху. Но все же, спустя годя в 1993 г благодаря обмерам Петра Дмитриевича Барановского, его ученик - архитектор Олег Журин - смог исторически достоверно воссоздать жемчужину зодчества XVII века и теперь на Красной площади вновь стоит храм Казанской иконы Божией Матери.

Во время войны Барановский обивает пороги ведомств - и гражданских, и военных, умоляя о сохранности художественных ценностей Новодевичьего монастыря, музея "Коломенское" и других исторических объектов, на освобожденных территориях осматривает покалеченные церкви с тем, чтобы составить документы о нанесенном ущербе и воззвать к реставрации их.

На территории Спасо-Андроникова монастыря

В 1947 году Барановский занимается Андрониковым монастырем. И вот удача - обнаружена каменная плита, по тексту на которой Петр Дмитриевич понял, что снята она с могилы Андрея Рублева. Время находки совпало с подготовкой к празднованию 800-летия Москвы, и в честь этого события вся территория Андроникова монастыря была объявлена историко-архитектурным заповедником имени русского художника Андрея Рублева. Музей имени Андрея Рублева был учрежден постановлением правительства 10 декабря 1947 г - организация музея спасла от разрушения архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря. А 1 февраля 1948 года в Институте истории искусств П.Д.Барановский сделал доклад "Открытие даты смерти Андрея Рублева - 1 февраля 1430 года и места погребения его в Спасо-Андрониковом монастыре".

Мемориальная доска в честь Петра Дмитриевича Барановского в Коломенском

Особый вклад внес архитектор в создание и развитие музея-заповедника “Коломенское”. Еще в 1924 году он добился создания в Коломенском музея народного творчества и стал его первым директором. Во время дальних экспедиций Барановский перевез в Москву, в частности, сплавляя по рекам, уникальные сооружения, которые были обречены на гибель, и собрал в “Коломенском” знаменитый музей древнерусского деревянного зодчества.

П. Д. Барановский Болдино 1966 г

Он ездил по России - трудно пересчитать города, села, деревни, в которых побывал неутомимый реставратор и всюду рестарировал, обмерял, спасал. Был ли он верующим человеком? Это знает только он сам, но думаю Бог определил ему место среди тех, кого называют праведниками Российскими. Он до последних дней боролся с чиновниками, утверждая, что реставрация собора, церкви, часовни - это лечение сознания.

Мемориальная доска П.Д.Барановскому на Крутицком подворье

Его 85-летие отметили в Москве на восстановленном им Крутицком подворье колокольным звоном. Умер Петр Дмитриевич Барановский в 1984-м, 92 лет от роду... На могиле его лежит валун, привезенный с Соловков. Дочь архитектора - Ольга Петровна, скульптор, выгравировала на камне вещую птицу Гамаюн, - точно такую же, как на гербе Смоленской губернии, откуда родом Петр Дмитриевич.

Небольшой ролик 2007 года, посвященный П.Д.Барановскому (взят с сайта Седмица.ру)

И еще о Коломенском - мечтой Петра Дмитриевича Барановского было построить вновь самый знаменитый из русских дворцов - дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, который был сооружен в 1667-1671 годах. Он имел 270 помещений, около 3 тысяч окон и площадь порядка 10 тысяч квадратных метров. В рукописях Оружейной палаты строителями дворца названы плотницкий староста Сенька Петров и стрелец-плотник Ивашка Михайлов. Дворец был разобран за ветхостью по приказу Екатерины II в конце XVIII века.

Семенов В. Коломенское, деревянный дворец царя Алексея Михайловича

Москва, Коломенское... строительство

То, что изображено на последних фотографиях - это новый дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, так мечта Петра Дмитриевича Барановского потихоньку воплощается в жизнь. Дворец стоит не на своем историческом месте, а несколько дальше, в с.Дьяково, но все же... вот так Москва восстанавливает то, что стремился сохранить Великий архитектор.

Великие меценаты и филантропы

5.086 Петр Дмитриевич Барановский, «великий гражданин своего Отечества»

В 2011 г. в Москве прошли торжества по случаю 450-летия православного храма - собора Покрова что на Рву, более известного как собор Василия Блаженного. Собор, являющийся одним из основных символов России, был построен в 1555-1561 гг. по велению Ивана Грозного архитекторами Постником и Бармой (предполагают, что это один человек).

Говорят, на возведение храма юродивый Василий Блаженный перед своей кончиной отдал царю все деньги, что подали ему люди.

Торжеств могло и не быть, т.к. в 1930-е гг. собор хотели снести, чтобы освободить на Красной площади место для проведения парадов.

По легенде, 1-й секретарь Московского горкома ВКП(б) Л.М. Каганович, демонстрируя И.В. Сталину макет Красной площади, убрал с нее модель храма. Генсек охладил его пыл: «Лазарь! Поставь на место!»

По другой версии, собор уцелел благодаря архитектору Петру Дмитриевичу Барановскому (1892-1984), который накануне сноса закрылся в нем, собираясь погибнуть вместе с храмом. Когда об этом доложили Сталину, тот приказал оставить и собор, и Барановского в покое. Сохранились и иные толкования этого события. По одному из них - Барановский резко поговорил с Кагановичем, а затем отправил «дерзкую» телеграмму вождю.

По другому - явился в ЦК партии, где защищал храм от сноса. По третьему - грозился покончить с собой…

Трудно отделить факты от вымысла, но это и не суть важно. Главное - благодаря мужеству Барановского храм оставили на Красной площади. Правда, самому архитектору этого не простили.

Но обо всем по порядку. Одно лишь соображение. Это ли не благотворительность, когда человек жертвует на спасение бесценного национального сокровища собственную жизнь? Когда его призыв к своим ученикам: «За памятники Отечества надо стоят насмерть!» не разошелся с его делами, и превратил саму жизнь учителя в памятник филантропии?

Будущий российский исследователь и реставратор памятников архитектуры, спасатель многих шедевров русского зодчества, «великий труженик и великий гражданин своего Отечества» (В. Чивилихин) родился 28 января (10 февраля) 1892 г. в с. Шуйское Вяземского уезда Смоленской губ. в семье безземельного дорогобужского крестьянина-ремесленника Дмитрия Павловича и Марии Федотовны Барановских.

После окончания в 1912 г. Московского строительно-технического училища Петр 2 года работал на стройках Тулы и Ашхабада.

В годы Первой мировой войны военный инженер Барановский возводил укрепления на Западном фронте. Когда после двух революций 1917 г. солдаты двинулись по домам, Барановский остался на месте службы, опечатал склады и охранял их до прибытия представителей новой власти.

В 1918 г. Петр Дмитриевич получил второй диплом искусствоведа (с золотой медалью) Московского археологического института и был принят в члены Московского археологического общества. Преподавал в Московском университете; восстанавливал здания Спасо-Преображенского монастыря и Митрополичьих палат в Ярославле, пострадавшие при разгроме бело-эсеровского мятежа. Организовав в этом городе реставрационную комиссию и мастерскую, Барановский реставрировал памятники архитектуры в Ярославле, Угличе, Ростове Великом, Звенигороде, Н. Новгороде, на Соловках, в Карелии, Белоруссии и др. местах.

В 1920-е гг. спасти храмы от разрушения можно было, лишь организовав в них музеи. С этой целью Барановский составил доклады о нуждающихся в ремонте и реставрации объектах, об открытии в них музеев и передал правительству.

В частности, реставратор добился от Наркомпроса согласия на создание музея русской архитектуры в селе Коломенское. Собрав со всех концов страны большое количество экспонатов по русской архитектуре (домик Петра I, Моховая башня из Сумского острога, деревянная медоварня из села Преображенского, проездная башня Николо-Корельского монастыря и пр.), Барановский открыл экспозицию и организовал выставку «Техника и искусство строительного дела в Московском государстве». В Коломенском архитектор развил собственную школу реставрации.

Параллельно ученый работал и в других краях и областях. Во множестве поездок и в 10 крупных экспедициях Барановский исколесил всю страну, от Соловецких островов до Закавказья, исследовал, описал, обмерил и сфотографировал сотни памятников русского деревянного зодчества. Открыл несколько древних храмов - скажем, в Азербайджанской ССР в селе Лекит базиликальный храм, а в селе Кум - Круглый храм V-VII вв.; собрал много икон с изображениями памятников архитектуры; собрал уникальные сведения о 1700 древнерусских архитекторах. По словам ак. И.Э. Грабаря, архитектора-эрудита подобного Барановскому не было во всей Европе.

Петр Дмитриевич создал способ реконструкции разрушенных зданий по сохранившимся в кладке обломкам кирпича (т.н. хвостам); ввел железобетонные связи в каналы, оставшиеся от сгнивших деревянных частей; занялся консервацией руин и восстановлением фрагментов упавшей кирпичной кладки. Метод Барановского сегодня принят на вооружение всеми архитекторами-реставраторами мира.

Свои работы архитектор проводил часто с риском для жизни. Так, в 1930 г. он едва не погиб, сорвавшись при обмере церкви с 10-метровой высоты, а в 1943 г. в Чернигове производил замеры полуразрушенного храма при налете немецкой авиации на город.

За долгую жизнь архитектор восстановил около ста памятников национальной архитектуры. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Петропавловский храм в Смоленске, Свято-Троицкий Герасим-Болдинский монастырь в Болдине, боровский Пафнутьев монастырь, памятники Александровской слободы, храм Иоанна Предтечи в селе Дьяково, Троице-Сергиева лавра в Загорске, Нухинский дворец в Баку, церковь Параскевы Пятницы, дворцы князя Голицына и боярина Троекурова в Охотном ряду в Москве и т.д.

Барановскому не раз предлагали кафедру, но он всегда считал, «что лучше спасти один памятник, чем прочесть сто лекций или написать десять книг».

Бесценные архивы ученого хранят сотни папок с результатами обмеров многих, в т.ч. уничтоженных в 1930-е и в годы войны памятников, по которым единственно стало возможно их восстановление. Так по чертежам Барановского был восстановлен в 1993 г. Казанский собор на Красной площади,

В 1933 г. Барановский был удостоен звания заслуженного деятеля науки, а через несколько месяцев арестован. Отсидев 3 года в Сибирских лагерях, Барановский спроектировал и построил в г. Мариинске несколько зданий.

В конце 1930-х гг. Барановский нашел в Свято-Андрониковом монастыре Москвы место захоронения великого русского иконописца Андрея Рублева, что предотвратило разрушение храма. Архитектор стал инициатором создания в монастыре музея-заповедника им. Андрея Рублева (открыт в 1960 г.).

По инициативе Барановского в 1940 г. в Академии архитектуры был создан орган, занимавшийся исследованиями, охраной и реставрацией памятников.

До войны Барановский составил проекты реставрации и начал восстанавливать Ново-Иерусалимский монастырь на Истре, памятники в Переславле-Залесском, Серпуховской кремль, Золотые ворота во Владимире, Архиерейский дом в Суздали, Генуэзскую крепость в Крыму и множество др. памятников.

С началом Великой Отечественной войны (1941-1945) Барановский организовывал работы по спасению памятников во Владимире и в Ивановской области; стал инициатором использования сводчатых помещений для укрытия людей и художественных ценностей от бомбардировок.

Как эксперт Чрезвычайной государственной комиссии по учету ущерба, нанесенного фашистами, архитектор обследовал Смоленск, Витебск, Полоцк, Киев, Чернигов.

В разрушенном Чернигове Петр Дмитриевич добился от бюро горкома партии и от секретаря ЦК КП Украины переоборудования цеха кирпичного завода под изготовление тонкого кирпича-плинфы для восстановления черниговской церкви Параскевы Пятницы. «По мнению профессиональных архитекторов, реставраторов и историков, проект восстановления этой церкви и его реализация стали мировым эталоном реставрации» (http://www.moscow.org/). Восстанавливал Параскеву Пятницу архитектор 20 лет.

Одним из самых широкомасштабных послевоенных проектов Барановского стала реставрация Крутицкого подворья в Москве. Архитектору удалось восстановить первоначальный облик Крутиц.

Стоит упомянуть также сохраненные реставратором предназначенные московскими властями к сносу палаты Боровского подворья иконописца Симона Ушакова, церковь Зачатия Анны что в Углу, все церкви и палаты по ул. Варварка, двухэтажные жилые палаты XVII в. на Пречистенке и др.

Большую часть жизни Петр Дмитриевич прожил в Новодевичьем монастыре. Там же в корпусе больничных палат он и скончался в возрасте 92 лет 12 июня 1984 г. Похоронен в Донском монастыре за алтарем Большого собора.

Ценнейший архив, собранный за долгие годы, он передал (еще при жизни) в Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

P.S. «Слова - это вода, сотрясение воздуха. Нужно дело, дело и еще раз дело». (П.Д. Барановский).

«Что касается личной выгоды, то Барановский никогда ее не искал. Его девизом были слова Гоголя: «Призваны в мир мы вовсе не для праздников и пирований. На битву мы сюда призваны» (В.А. Десятников, художник, искусствовед).

Петр Дмитриевич (14.02.1892, с. Шуйское Вяземского у. Смоленской губ. - 12.06. 1984, Москва), архит., реставратор, один из основоположников новых методов реставрации и консервации архитектурных сооружений. Окончил Московское строительно-техническое уч-ще (1912) и отд-ние археологии Московского археологического ин-та с золотой медалью (1918). Во время первой мировой войны служил начальником строительного участка на Западном фронте (авг. 1915-1918). Преподавал историю рус. архитектуры в Ярославском отд-нии Московского археологического ин-та (1919-1922) и в МГУ (1922-1923). С 1919 г. старший научный сотрудник московской секции ГАИМК, старший научный сотрудник-архитектор ЦГРМ (20-е - нач. 30-х ХХ в.). В 1933 г. был репрессирован, до 1936 г. находился в ссылке в г. Мариинске (Кемеровская обл.), после освобождения - сотрудник музея г. Александрова. С 1938 г. являлся членом структур гос. охраны памятников разных уровней, один из основателей ВООПИК (1966). Создатель музеев в с. Коломенском (1923-1933 директор), в Чернигове (1946), В Юрьеве-Польском (1947), в Андрониковом мон-ре в Москве (1960).

Реставрационная деятельность Б. началась в 1911 г. с обмеров Введенской ц. Свято-Троицкого Болдинского мон-ря в Смоленской губ. В 1919-1929 гг. он реставрировал в мон-ре Введенскую ц. и звонницу, организовал музей. Б. реставрировал средневек. храмы в Смоленске (апостолов Петра и Павла, св. Иоанна Богослова, св. Архангела Михаила и др., 1923-1963), в Ярославле (здания Спасского мон-ря, храмы св. Архангела Михаила, св. Николы Мокрого, св. Николы «Рубленый город», 1918-1931), в Угличе (храмы Алексеевского мон-ря) и в Ростове (ц. св. Исидора и храмы Борисоглебского мон-ря). По его инициативе была создана Ярославская реставрационная комиссия (1918; с 1922 - Ярославское отд-ние ЦГРМ).

Б. обмерял и изучал, первоначально под рук. И. Э. Грабаря , храмы и деревянные гражданские сооружения Русского Севера (1920-1931), Соловецкий мон-рь (1922-1923), храмы Новгорода (1922-1923). Участвовал в экспедициях по Волге (1930) и в Белоруссию (1929). В 1922 г. Б. обследовал ряд крупнейших древнерус. мон-рей, провел фрагментарную реставрацию боровского Пафнутьева (1923-1927) и перемышльского Лютикова (1927-1932) мон-рей в Калужской обл. Во Владимире и области он обследовал и реставрировал храмы вмч. Георгия в Юрьеве-Польском (1922-1950), Княгинина мон-ря (1924), вмч. Димитрия Солунского (1939-1941).

Б. занимался реставрацией и консервацией храмов в Коломенском (Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Дьякове, Вознесения Господня, Казанской иконы Божией Матери, вмч. Георгия, в 20-х - нач. 30-х гг. XX в.), работал над проектами реставрации Симонова мон-ря (1929-1930), ц. св. Параскевы в Охотном ряду (1928), Спасского собора Андроникова мон-ря (1922-1923), Покровского и Троицкого храмов Александровской слободы (1923, 1927, 1936-1939), Новоиерусалимского мон-ря (1943-1959), Успенского и Воскресенского храмов, ансамбля палат, ворот и башен Крутицкого подворья (1947-1959) и мн. др. Важнейшими проектами, осуществленными Б. в Москве, стали раскрытие и реставрация собора Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (1925-1928). Благодаря его усилиям удалось спасти церкви Зарядья в Китай-городе.

В предвоенные годы Б. осуществлял научное руководство реставрационными работами в ТСЛ (1937-1938): в церквах святых Зосимы и Савватия, Св. Духа, больничных палатах и др.

Б. принадлежит выдающаяся роль в послевоенной реставрации древнерус. храмов в Киеве, Чернигове, Смоленске, Полоцке. Он возглавил комиссию по реставрации киевского Софийского собора (1943-1944). В Чернигове им была спасена полуразрушенная ц. св. Параскевы («Пятницкая») (1943-1945; 1956-1963).

Б. были собраны материалы о более чем 1700 древнерус. зодчих для задуманного им Словаря древнерус. зодчих. Его интересовали проблемы взаимовлияния храмовой архитектуры Руси, Кавказа, Византии и Балканских стран. Он придерживался «теории самобытности», являясь последователем И. Е. Забелина . Б. воспитал плеяду реставраторов и историков архитектуры национально-романтического направления. Похоронен в Донском мон-ре.

Б. на практике были опробованы новые приемы воссоздания облика архитектурного сооружения по сохранившимся фрагментам, разработан метод укрепления средневек. зданий с помощью железобетона; проведена в жизнь идея создания историко-архитектурных музеев-заповедников на территории монастырских ансамблей, в т. ч. музеев деревянного зодчества под открытым небом. Им было создано более 100 реставрационных проектов, из них осуществлено полностью или частично более 70 (архив передан в ГНИМА, в 2000 начата его публикация).

Соч.: О времени и месте погребения Андрея Рублева; Собор Пятницкого монастыря в Чернигове; Крутицкий дворец в Москве и его реставрация; Дорогобужский Болдинский монастырь в истории научных методов архитектурной реставрации и новые предложения в этой области; Материалы к «Словарю древнерусских зодчих» и др. // Барановский П. Д. Тр., восп. современников / Сост. Ю. А. Бычков и др. М., 1996. С. 15-110.

Ю. Р. Савельев

Знаете ли вы, благодаря кому Казанский собор на Красной площади ➊ удалось восстановить в первозданном виде, как родился музей-заповедник «Коломен-ское», кто спас от уничтожения Спасо-Андроников мона-стырь ➋? Кого архитекторы называют Аввакумом ХХ в. и ангелом-хранителем церковного зодчества? И какой человек считается спасителем, уберёгшим храм Василия Блаженного от сноса, на котором настаивал партийный босс Лазарь Каганович?

Эпоха уничтожения

Речь идёт об одном и том же удивительном человеке - Петре Барановском (1892-1984). Все, кому довелось общаться с ним, поражались его работо-способности, бесстрашию перед высокими чиновниками и беззаветной любви к архитектурным шедеврам. Он трудился круглосуточно, причём в голод-ные 1920-е гг. умудрялся одновременно и читать лекции студентам, и собирать материалы для «Словаря древнерусских зодчих», и ездить в десятки городов, где велась реставрация по его проектам.

При этом он вступал в борьбу за каждый старинный дом Москвы, который хотели ликвидировать власть имущие. «Все исторически и архитектурно ценные дома на улицах Пречистенка и Волхонка устояли благодаря вмешательству Барановского», - признавалась архитектор-реставратор Инесса Казакевич.

Спасо-Андроников мона-стырь. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Для того чтобы спасти хоть часть уничтожаемых культурных ценностей, Пётр Дмитриевич организовал в 1923 г. Музей русской архитектуры в подмо-сковной усадьбе «Коломен-ское» ➌. Усадебные постройки находились к тому моменту в удручающем состоянии, парк вырублен на дрова, а земля занята колхозом «Огородный гигант». Поначалу сотрудников музея было только двое (завхоз и сторож), и реставратор в одиночку свозил туда тысячи экспонатов со всей страны: иконы, церковную утварь, старинные предметы быта. Он умудрился даже доставить в столицу (в разобранном виде) башни Николо-Корельского монастыря, угловую башню Братского острога и домика Петра I из Новодвинской крепости. Одновременно под его началом велась работа по восстановлению самого «Коломенского». ​​

Домик Петра I попал в «Коломенское» из Новодвинской крепости. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Главный принцип великого мастера был прост и одновременно неимоверно труден: здание следует воссоздавать не «в духе соответствующей эпохи», а в первозданном облике. 1925 годом датируется открытие Барановским нового метода восстановления памятников - путём наращивания сохранившихся «хвостовых частей кирпича». Сегодня этот подход является краеугольным камнем любой грамотной реставрации.

В том же году Барановский начал реставрацию Казанского собора на Красной площади . Как? Очень просто: привязав один конец верёвки к кресту собора, а другой обвязав вокруг пояса, мастер сутками напролёт освобождал древнюю красоту храма от многочисленных переделок. Надо сказать, что за долгое время «верхолазания» он несколько раз падал и жестоко разбивался, но это не останавливало его. Даже в пенсионном возрасте он бесстрашно карабкался по строительным лесам Крутицкого подворья ➍, чтобы обсудить важные нюансы прямо на рабочем месте.

Покушение на Сталина

Предвоенные годы стали чёрной полосой в жизни архитектора. Осенью 1933 г. он был арестован. Его, честнейшего человека, обвинили в утаивании церковных ценностей при сборе экспонатов для «Коломенского». Следователь Альтман не забыл «пристегнуть» к делу и обязательную по тем временам антисталинскую деятельность. Вот как сам Барановский описывал это страшное для него время: «Со стороны Альтмана были настойчивые обвинения в вымышленных покушениях на жизнь тов. Сталина, в активном участии в политических организациях по свержению советской власти. Всё последующее, то есть 3 года лагерей, меркнет перед кошмарной трагедией допросов, искусного обмана и моральных пыток, испытанных в тюрьме».

Крутицкое подворье Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

По чьему доносу или распоряжению его упекли в лагеря, доподлинно неизвестно. «Поводом мог стать любой его резкий разговор с чиновниками и по поводу По-кровского собора, извест-ного всем как храм Василия Блаженного, - рассказал «АиФ» Николай Романов, главный реставратор Новодевичьего монастыря . - Сам Барановский мне говорил, что накануне ареста его вызвали и сказали: для здания Госплана (сейчас там госдума) нужно убрать реконструированные им палаты Троекурова или дворец Голицына - оба здания в Охотном Ряду. Мол, решайте, какое сносить. Он, конечно, стал доказывать, что это дикость и варварство. Итог - Западно-Сибирский лагерь. Я думаю, что его не расстреляли и выпустили досрочно благодаря заступничеству его близкого друга и соратника Игоря Грабаря, который был не только замечательным художником, но и искусным дипломатом, чьё мнение было важно для кремлёвских обитателей».

Лагерь не сломал великого реставратора.

«По возвращении в 1936-м он спешно начал обмерять, тайно фотографировать из окон Исторического музея и делать чертежи разрушаемого по приказу правительства Казан-ского собора на Красной площади, - вспоминала Ольга Барановская, дочь мастера . - Но чего это стоило отцу - воочию видеть уничтожение отреставрированного им уникального памятника XVII в.! Кроме того, ему ежедневно приходилось ездить к 17 часам отмечаться в милиции по месту жительства в Александров как неблагонадёжному, вернувшемуся из ссылки».

(Только благодаря точным и полным материалам реставратора собор удалось воссоздать в первоначальной красе в 1993-м.)

Панорама Новодевичьего монастыря. 1963 год. Фото: РИА Новости / Юрий Абрамочкин Когда Барановский смог вернуться в Москву, он поселился в коммунальной квартире в Новодевичьем ➎ (монастырь в советское время был чем угодно, но только не монаше-ской обителью) и продолжал восстанавливать церкви, старинные особняки, бороться со сносом памятников. Кстати, именно он написал первый устав Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Самое удивительное в том, что человек, всю жизнь положивший на спасение церковного зодчества, не был верующим. По крайней мере, его никогда не видели молящимся. Скорее всего, он вообще не делил памятники на церковные и мирские, а просто спасал российскую культуру, как всегда до него и после него поступали настоящие подвижники.

Дмитрий Роальдович Барановский является разносторонней личностью, постоянно стремится к самосовершенствованию. Его отличает высокая работоспособность, стремление доводить начатое до конца, принципиальность и активная жизненная позиция.


Родился 01 октября 1969 г. в Москве. После окончания в 1986 г. средней школы поступал в летное училище. Затем был призван в ряды Советской Армии. Срочную службу начал в учебной части ВДВ под командованием Героя Советского Союза Солуянова А.П. (Узбекистан г. Фергана), после которой изъявил желание служить в Афганистане. Дальнейшую службу проходил в 9 роте 345-го отдельного парашютно-десантного полка под командованием Героя Советского Союза Востротина В.А., о которой режиссер Бондарчук Ф.С. снял одноименный художественный фильм. После вывода советских войск из Афганистана принимал участие в урегулировании этнических конфликтов на территории Грузии, Армении и Азербайджана. Был награжден правительством ДРА медалью «От благодарного афганского народа» (1989 г.).

После демобилизации Дмитрий активно занялся предпринимательской деятельностью. В период 1990-1995 гг. работал сначала руководителем отдела, а впоследствии директором по маркетингу в туристической компании «Американский клуб путешествий». Параллельно с работой Дмитрий продолжил свое образование, поступив на вечернее отделение Академии народного хозяйства им. Г.В. Плеханова (1991-1995гг.). В дальнейшем Дмитрий Роальдович занимал руководящие должности в различных коммерческих и государственных компаниях, проявив себя как эффективный управленец.

* 1995-1996 гг. - исполнительный директор предприятия ОАО «Русский мех» (г. Москва).

* 1996-1998 гг. - заместитель генерального директора ГУП «Московское производственное предприятие Автообслуживания».

* С июля 1999 г. - вице-президент консалтинговой компании ООО «Международная группа Сигма» (с января 2003 г. - ООО «Сигма-Консалтинг»).

* С сентября 2004 г. - заместитель генерального директора оборонного предприятия ОАО «РАТЕП» (холдинг ПВО «Алмаз-Антей»).

* 2006 – 2009 гг.- занимал должность заместителя директора по развитию ФГУП «НИИСК имени академика С.В. Лебедева» (г. Санкт-Петербург).

Несмотря на высокую загруженность Дмитрий Барановский продолжил свое образование, закончив в 2001 году курсы МВА при Высшей коммерческой школе Министерства экономического развития. В 2004 году он защитил кандидатскую диссертацию по экономике.

Дмитрий Роальдович Барановский является разносторонней личностью, постоянно стремится к самосовершенствованию. Его отличает высокая работоспособность, стремление доводить начатое до конца, принципиальность и активная жизненная позиция. Эти качества он унаследовал от своего деда, выдающегося генетика члена-корреспондента Академии наук СССР, лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического Труда Рапопорта И.А. (http://www.rapoport-genetika.ru/course/war/?id=52).

Помимо трудовой деятельности Дмитрий Барановский активно участвует в общественной жизни, занимается благотворительностью. Он является 1-м заместителем Председателя Совета Московского городского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», заместителем председателя правления межрегиональной общественной организации «Справедливость», а также членом инициативной группы по созданию Общественного совета по сохранению и восстановлению культурно-природного комплекса на Соловках.

Дмитрий Роальдович является православным и глубоко верующим человеком. За счет личных средств он помогает восстанавливать православные

храмы в ряде деревень Псковской и Вологодской областей, при его активном участии начался процесс восстановления православно-исторического комплекса Патриаршее Подворье в Сокольниках (Храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках), на базе которого создается Центр по духовному и патриотическому воспитанию молодежи. Барановский участвовал в организации духовно-патриотической акции «Соловецкая свеча» и ежегодного фестиваля классической музыки "Музыкальный квартал" в Москве в День города.

Много времени и сил Дмитрий Роальдович уделяет военно-патриотической деятельности. Он активно участвовал в организации благотворительных акций для детей Южной Осетии и спортивных соревнований в г. Грозном. Оказывал помощь Московскому центру реабилитации инвалидов боевых действий (Дом Чешира), Управлению Министерства обороны РФ по увековечиванию памяти погибших защитников Отечества и Военно-мемориальному центру Вооруженных Сил России. Участвовал в организации Дня ВДВ в российской столице. Дмитрий Барановский работает над созданием Центра военно-патриотического воспитания на базе школьного музея в СОШ №780 в Москве, музея ВДВ и сил специального назначения им. Героя Советского Союза В.Ф. Маргелова. Активно участвовал в организации памятных акций «Свеча памяти. 22 июня», турнира по мини-футболу ГСН «Вымпел» в августе 2009 года. Благодаря Дмитрию Барановскому была достигнута договоренность с ведущей российской компанией «HeadHunter» о трудоустройстве ветеранов и инвалидов боевых действий, организованы благотворительные акции «Мобильный ветеран» и «Льготный интернет» для ветеранов ВООВ «Боевое братство», помогал при создании памятников погибшим бойцам Сергиево-Посадского ОМОНа в г. Сегиев Посад и на месте гибели милиционеров в Заводском районе г. Грозный. Барановский оказывает шефскую помощь правоохранительным органам и в частности 46-й бригаде Внутренних войск МВД, дислоцирующейся в Республике Чечня, сам неоднократно бывал в горячих точках на Северном Кавказе.

За свою активную деятельность Дмитрий Роальдович Барановский неоднократно награждался государственными и ведомственными наградами:

* Медаль Министерства внутренних дел Российской Федерации «200 лет МВД России» (2002 г.)

* Медаль Министерства Обороны Российской Федерации «За воинскую доблесть» II cтепени (2004 г.)

* Медаль Министерства обороны РФ «За трудовую доблесть» (2006 г.)

* Медаль Министерства обороны РФ «За укрепление боевого содружества» (2006 г.)

* Медаль Министерства обороны РФ «Генерал Армии Маргелов» (2007 г.)

* Медаль Федеральной службы исполнения наказаний «За вклад в развитие уголовно-исправительной системы России» (2008 г.)

* Медаль Министерства обороны РФ «За заслуги в увековечивании памяти погибших защитников отечества (2008 г.)

Дмитрий Роальдович женат, воспитывает двух дочерей. Он по-прежнему увлекается спортом, отдавая предпочтение экстремальным видам (парашютизм, альпинизм, горные лыжи). По характеру сдержан, целеустремлен, но в решении спорных вопросов способен проявлять твердостью. Склад ума – аналитический, хороший организатор. Дмитрий Барановский ведет аскетический образ жизни, изучает религиозную литературу, философию, является поистине эрудитом в вопросах истории и общественно-политической тематике, увлекается классической музыкой.