Кредитно денежная политика государства. Норма обязательных резервов

В основе действия этого инструмента денежно-кредитной политики лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский (денежный) мультипликатор , а именно:

а) если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения;

Ограничить размер банковских кредитов для некоторых банков или займов. Регулирование условий получения кредитов, таких как установление размера маржи, т.е. разница между суммой, застрахованной залогом, и суммой полученного кредита. Методы отбора реализуются по-разному: применяя упрощение процентных ставок, разрабатывая и распространяя рекомендации коммерческих банков по эффективному использованию кредитов. Примерами этих методов в Республике Молдова являются: газификация промышленных предприятий, крупных потребителей энергии; программы жилищного кредитования; другие кредитные линии, определяемые необходимостью решения национальных программ.

б) при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее долгим по времени, но достаточно сильнодействующим, поскольку затрагивает основы банковской системы и движения денежной массы. Самое незначительное изменение нормы обязательных резервов вызывает сильные изменения в объеме банковских депозитов и всей денежной политики.

В широком смысле он направлен на борьбу с инфляцией и безработицей, обеспечивающий стабильные темпы экономического роста. Среди методов здесь - регулирование денег в обращении, ликвидность банковской системы и процентная ставка по долгосрочным кредитам. В узком смысле он направлен на установление оптимального обменного курса путем применения валютного вмешательства, изменения процентных ставок центрального банка, других методов краткосрочного регулирования ставок.

Покупая или продавая валюту, центральный банк меняет соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и, соответственно, курс национальной валюты. Деньги и экономические отношения в обществе. С появлением денег экономические отношения в обществе или сложные. В условиях чрезвычайно сложной рыночной экономики он оказался первым актом продажи товаров за деньги, так как покупатель занимает привилегированное положение на рынке. Покупая или отклоняя товар, он контролирует количество, качество и ассортимент товаров с помощью денег.

В современных условиях обязательные резервы выполняют обычно функцию страхования банковских депозитов и всей системы расширения банковского капитала. Банки хранят не только обязательные, но и избыточные резервы для целей поддержания необходимого уровня ликвидности.

С помощью резервных требований Центральный банк регулирует не только объем денежной массы, но и процесс осуществления межбанковских расчетов. Норму обязательного резервирования следует рассматривать как инструмент наиболее долговременного действия.

Товары, которые не соответствуют требованиям покупателей или остаются непроданными в акциях или продаются по сниженной цене. Производители страдают от потерь. При соблюдении рыночных законов производители вынуждены сокращать производство ненужных товаров, улучшать качество и диверсифицировать ассортимент. Прежде всего, это активная роль денег в организации общественного производства.

Основой цены является стоимость товара, т.е. объем социального труда, необходимого для его производства и продажи. В разных частях страны или даже в том же районе цены на один и тот же товар могут отличаться. Относительно высокие цены при неизменных условиях говорят о существовании чрезмерного спроса. Снижение цен говорит о наличии чрезмерного предложения. Конкурентная борьба требует от производителей не только улучшить качество, диверсифицировать ассортимент, но и снизить издержки производства. Производители, которые обеспечивают производство самых дорогих товаров для общества, становятся самыми прибыльными.

Их влияние на ситуацию на денежном рынке обычно дополняет рост ставки рефинансирования. Под влиянием роста процентной ставки снижается уровень избыточных резервов. Сама эта мера, норма обязательного резервирования, поскольку действует долговременно, используется довольно редко.

Три классических инструмента денежно-кредитной политики дополняются действием других инструментов.

В этих отраслях выделяется свободный капитал, увеличивается объем инвестиций, которые приводят к экономическому росту в некоторых отраслях народного хозяйства и попадают в другие. Поэтому из-за закона о затратах, который регулирует процесс ценообразования, обеспечивается пропорциональное развитие рыночной экономики, повышается эффективность общественного производства.

Для полной реализации возможностей влияния денег на развитие рыночной экономики необходимы определенные условия. Прежде всего, денежная цепь в стране должна быть стабильной, т.е. поддерживать или увеличивать покупательную способность и курс национальной валюты. В противном случае деньги могут помешать развитию экономики и спровоцировать социальную и экономическую напряженность.

Существуют инструменты, связанные с прямой формой государственного регулирования денежного обращения. Это, например, лимиты кредитования, устанавливаемые Центральным банком.

Смысл таких ограничений двоякий: воздействие на решения банков с точки зрения поддержания ликвидности; кроме того, нормирование кредитной экспансии банков сдерживает нежелательный рост денежной массы.

Состояние денежного обращения зависит от многих факторов, но основным является соотношение между товарной массой и денежной массой. Маркс, гласит: количество гринов, необходимых для перемещения товаров, зависит от цен на сырьевые товары; количество проданных товаров и услуг в рассрочку; сумма платежей на момент истечения срока платежа; объем взаимных платежей, произведенных без посредничества с активами. Что касается того, что каждая денежная единица может обслуживать целый ряд предприятий за определенный период времени, необходимо также учитывать скорость обращения.

Инструментарий денежно-кредитного регулирования предполагает реализацию не только стратегических целей макроэкономики . Конкретно эти цели реализуются через решение промежуточных задач.

Такими промежуточными задачами являются изменение объема и структуры денежной массы, изменение ставок процента на отдельных сегментах финансового рынка, воздействие на обменный курс национальной денежной единицы.

Покупательная способность денег зависит от соотношения денег, необходимых для обращения, и суммы денег в обращении. По мнению нескольких экономистов, власть покупать деньги определяется стоимостью товаров и услуг, проданных за деньги. Дополнительный денежный микс снижает покупательную способность денежной единицы и увеличивает цены. Непрерывные изменения баланса между стоимостью товаров и услуг, с одной стороны, и деньгами в обращении, с другой стороны. Если необоснованная эмиссия продолжается, процесс повторяется.

Каждый раз, когда покупательная способность снижается, а цены и деньги будут расти. Спрос на деньги. Существуют две основные причины, определяющие заинтересованность экономических агентов и домашних хозяйств в денежной ликвидности. Спрос на деньги для бизнеса; Спрос на деньги из активов. . Деньги, необходимые для всех вышеупомянутых форм, требуют спроса на деньги для бизнеса. Сумма денег, необходимых для ведения бизнеса, преимущественно определяется валовым внутренним продуктом. Чем выше общая стоимость товаров и услуг в обращении, тем больше денег им нужно для бизнес-обслуживания.

Достижение промежуточных целей есть конкретный подход к реализации коренной макроэкономической цели. Здесь мы видим столкновения кейнсианских и монетаристских подходов. Императив монетаризма — денежно-кредитная конституция . Это понятие предполагает, что денежно-кредитная политика должна осуществляться стихийно, как бы сама, вырабатывая инструменты своей реализации.

Вторая причина спроса на деньги исходит из их функции как средства спасения. Люди могут хранить свои финансовые активы в различных формах, например: акции корпораций, государственные и частные обязательства или деньги. Соответственно, деньги также необходимы как активы.

Чтобы определить спрос на деньги как активы, необходимо понимать, что все существующие формы финансовых активов имеют как преимущества, так и недостатки. Например: финансовые активы в форме облигаций и в виде денег обеспечивают его способность сразу использоваться при совершении покупок. Это качество особенно важно при снижении цен на товары, услуги и многое другое. Например, если цены облигаций снижаются, у их владельца есть убытки, если облигации могут быть проданы только по прошествии определенного периода.

Поэтому монетаристы считают, что государственное регулирование привносит лишь хаос. Многие монетаристы признают, что стихийная денежно-кредитная политика не в состоянии поддержать необходимый параметр экономического роста в течение относительно длительного периода времени.

Поэтому концепция кейнсианцев, направленная на осуществление активной макроэкономической политики, представляется более жизненной . Следует указать хотя бы на два основных, но постоянно действующих источника нестабильности - недостаточная гибкость рынка труда и недостаточная степень эластичности цен в сторону снижения. Вспомним знаменитый «эффект храповика ».

Недостаток обладания деньгами как актива по сравнению с облигациями заключается в том, что они не приносят доход в виде дивиденда. В результате вышеупомянутых сравнений необходимо решить, сколько финансовых активов следует хранить в форме денег и в форме облигаций. Решение в первую очередь зависит от процентной ставки. Обладая деньгами, предприятия и домашние хозяйства страдают от временных потерь. Каждый владелец денег отказывается или жертвует доходами в форме процентов. Если облигация приносит доход в размере 10%, то владелец 100 леев ликвидных денег теряет годовой доход в размере 10 леев.

В реальной экономической практике очевидны недостатки и в осуществлении кейнсианской политики. Поэтому отметим, что абсолютно эффективной экономической политики не существует. Она всегда есть синтез различных средств, связывающих стихийные и сознательно осуществляемые экономические формы.

Любые меры экономической политики, в том числе в денежно-кредитной области наталкиваются на некоторые объективные препятствия . К ним следует отнести фактор времени (временные лаги), несовершенство (асимметрия) экономической информации, изменчивость экономических ожиданий.

Поэтому несомненно, что спрос на деньги как активы меняется обратно пропорционально процентной ставке. Когда процентная ставка низкая, люди предпочитают владеть большей частью активов в виде денег. И наоборот - когда процентная ставка высока, быть владельцем важной суммы в ликвидных деньгах не удобна, а сумма активов в денежной форме будет небольшой.

Денежное предложение. Прежде всего, вам нужно знать, что основные компоненты денежной массы - бумажные деньги и деньги на счетах - это долги или обещания оплаты. Бумажные деньги - это обязательства центральных банков в обращении, а деньги на счетах - долги коммерческих банков перед их клиентами.

2.1 Изменение нормы обязательных резервов

Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов (или нормы резервных требований – required reserve ratio). Вспомним, что обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если в стране резервная банковская система), либо в виде наличности. Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, которая устанавливается как процент от общей суммы депозитов и может быть рассчитана по формуле:

Государству нужны рычаги управления денежными средствами для обеспечения суммы денег в обращении, необходимой для определенного уровня экономической активности. Это будет способствовать полной оккупации, стабильности цен и росту. В современной экономике создание денег тесно связано с кредитными операциями. Привлечение свободных денежных средств и их оптимальное распределение являются основной функцией кредитных организаций. Сберегая деньги, население становится кредитором кредитных организаций, которые, в свою очередь, выделяют эти источники, становятся кредиторами населения.

Rобяз = D х rr,

где R обяз – сумма обязательных резервов, D – общая сумма депозитов, rr – норма обязательных резервов (в процентах). Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма, например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.

Денежное обращение в рыночной экономике. Взаимосвязь денежной схемы с системой рыночных отношений показана на диаграмме. Взаимосвязь отдельных отсеков денежной цепи с системой рыночных отношений. Из схемы 1 видно, что система рыночных отношений делится на две области: денежное производство и денежное производство. В частности, денежно-товарные отношения - это тот факт, что не только движение денег, но и движение товаров; денежная цепь здесь связана с обратным направлением товара.

В отношениях, не связанных с браком, ценовая схема не имеет места, меняются только владельцы денег. Например, на рынке кредитных ресурсов уменьшается сумма денег на временного кредитора и соответственно уменьшается его способность работать в других рыночных областях.

Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам.

Во-первых, сокращаются кредитные возможности коммерческого банка, т.е. сумма, которую он может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов банка. При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы), увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается. Например, если общая сумма депозитов в коммерческом банке увеличивается на 1000 долл., то при норме обязательных резервов, равной 10%, его кредитные возможности составят

Каждое отделение денежной цепи служит соответствующей области рыночных отношений. Свободные деньги циркулируют, переходя от одной стороны денежной цепи к другой. Это позволяет оперативно переносить деньги в разных областях в соответствии с требованиями рынка.

Таким образом, мы можем сформулировать две основные проблемы, которые решаются денежной схемой, служащей системе рыночных отношений. Цепочка денег, распределяющая деньги между ее отделениями, обеспечивает свободный переход капитала между различными сферами рыночных отношений; Цепочка денег создает новые деньги, которые можно использовать в разных областях. Национальный банк Румынии решил снизить требования к резервам на два процента - с 10% до 8% депозитов банков, находящихся в центральном банке в пределах валютного резерва.

ΔК= ΔD – ΔRобяз = ΔD – (ΔD х rr) = 1000 – 1000 х 0.1 = 900,

а при норме обязательных резервов, равной 20%

ΔК= 1000 – 1000 х 0.2 = 800.

Во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского (депозитного) мультипликатора (mult = 1/rr, где rr – норма обязательных резервов). Рост нормы обязательных резервов с 10% до 20% сокращает величину банковского мультипликатора с 10 (1/0.1) до 5 (1/0.2). Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: 1) и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, 2) и через изменение величины банковского мультипликатора.

Однако оба закона были объявлены незаконными, частично или полностью Конституционным судом, но закон разрешил применять платеж, если суд считает существование непредсказуемости, предусмотренной в Гражданском кодексе, то есть возникновение непредвиденного события, таких как обесценение курса, что повлияло на способность клиента оплачивать курс. Если судьи могут решить перебалансировать льготы, то есть снизить ежемесячные ставки по кредитам.

Надлежащее управление ликвидностью в банковской системе. Снижение минимальных резервных требований по обязательствам в иностранной валюте кредитных организаций на 8 процентов с 10 процентов от периода подачи заявок 24 мая - 23 июня Коэффициент резервов для обязательств, выраженных в РИН, остается на уровне 8 процентов.

Изменение величины кредитных возможностей (т.е. резервов) коммерческих банков ведет к изменению величины денежной базы (вспомним, что денежная база (Н) = наличность (С) + резервы (R)), а изменение величины банковского мультипликатора (1/rr) обусловливает изменение денежного мультипликатора [(1 + сr)/(cr + rr)].

В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Так, при норме обязательных резервов, равной 10%, изменение предложения денег банковской системой ΔМ1 = ΔК1 х mult1 = 900 х 10 = 9000, а при норме обязательных резервов, равной 20%, изменение предложения денег ΔМ2 = ΔК2 х mult2 = 800 х 5 = 4000. Кроме того, стабильность нормы резервных требований служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент не используется для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (последний раз этот инструмент в США использовался в период кризиса 1974-1975 гг.).

К тому же, начиная с 1980 г. процедура пересмотра этого показателя стала очень громоздкой и технически сложной, поэтому он перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.

2.2 Регулирование учетной ставки процента

Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента (ставки рефинансирования) (discount rate). Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции.

Денежные средства, полученные в ссуду у центрального банка (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы.

Поэтому, изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы (на уровне банков ΔM = multбанкхΔК или на уровне экономики ΔM = multденxΔH).

Следует отметить, что в отличие от воздействия на предложение денег изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежной базы, не изменяя величину банковского (и поэтому денежного) мультипликатора.

Изменение учетной ставки также не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано, прежде всего, с тем, что объем кредитов, получаемых путем займа у центрального банка, невелик и не превышает 2-3% общей величины банковских резервов. Дело в том, что центральный банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если, по оценкам экспертов, банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными.

Поэтому изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики центрального банка. Объявление о повышении учетной ставки информирует о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией. Дело в том, что учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (т.е. ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Если центральный банк объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономика реагирует очень быстро, деньги (кредиты) становятся «дорогими», и денежная масса сокращается.



Процентной ставки (i2). Увеличение предложения денег сдвинет кривую Ms1 вправо, в положение Ms2;, и соответственно понизит равновесную процентную ставку до значения (i3). Используя методы денежно-кредитной политики, государство может оказывать воздействие на процентную ставку, а через нее на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост. Однако Дж. Кейнс и...

Сруктуры финансового рынка, банковской платежной и расчетной систем. А также совместно с Правительством РФ активно воздействовать на улучшение экономических условий, в которых осуществляется денежно-кредитная политика, а именно создание благоприятной среды для активного функционирования рынка межбанковских кредитов, восстановления доверия к государственым ценным бумагам со стороны российских и...










Публиковать прошедшие аудиторскую проверку подробные финансовые отчеты, составленные в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). ЗАКЛЮЧЕНИЕ В последние годы особенностью денежно-кредитной политики Республики Беларусь была нацеленность на преодоление негативных явлений и стабилизацию национальной денежной единицы. Несмотря на определенные успехи, в денежно- ...

Регуляторы рассматриваются как действенные инструменты макроэкономической стабилизации. Вместе с бюджетно-налоговыми они составляют основу современного макроэкономического регулирования. 2.5. Согласование взаимодействия фискальной и монетарной политики Для того, чтобы государственное регулирование экономики было эффективным необходимо не просто взаимодействие кредитно–денежной и бюджетно- ...