Диагностика воспитательной среды. Диагностика психологических условий школьной образовательной среды. Влияние профессионального самоопределения

Шелепанова Татьяна

Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие и социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живет. Для детей 6 – 16 лет основной средой является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Но даже в тех случаях, когда школьные занятия продолжаются 5-6 часов (в начальной школе), 6-8 часов (в основной), распределение времени на учебу и отдых, прогулку и сон, занятия по интересам и дополнительные нагрузки определяются тем, как организована работа в школе, насколько она эффективна или утомительна, создает ли дополнительное эмоциональное и физическое напряжение. Важным фактором для эффективного обучения и развития ребенка является его эмоциональное состояние, взаимодействие с учителями и одноклассниками. Анализ мониторинга посещаемости учебных занятий показал, что в школе есть учащиеся, которые пропускают занятия из-за нежелания идти в школу. Успеваемость некоторых обучающихся может быть выше, чем есть на самом деле. Причинами такого состояния обучающиеся называют: конфликты со сверстниками, непонимание учебного предмета, неудовлетворенность взаимоотношением с учителем, отсутствие учебной мотивации. Отсюда вытекает, что не все обучающиеся чувствуют себя в школе комфортно.

Скачать:

Предварительный просмотр:

XIII научно-практическая конференция школьников Новосибирского района

Секция психологии

Комфортность образовательной

среды школы№161

Шелепанова Татьяна

9 класс

МБОУ-ООШ №161

Новосибирского района

Новосибирской области

Руководитель:

Болотских Елена Аркадьевна,

педагог-психолог первой

квалификационной категории,

Контактный телефон 2976 - 446

Ст.Издревая

2011

Введение

Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие и социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живет. Для детей 6 – 16 лет основной средой является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Но даже в тех случаях, когда школьные занятия продолжаются 5-6 часов (в начальной школе), 6-8 часов (в основной), распределение времени на учебу и отдых, прогулку и сон, занятия по интересам и дополнительные нагрузки определяются тем, как организована работа в школе, насколько она эффективна или утомительна, создает ли дополнительное эмоциональное и физическое напряжение. Важным фактором для эффективного обучения и развития ребенка является его эмоциональное состояние, взаимодействие с учителями и одноклассниками. Анализ мониторинга посещаемости учебных занятий показал, что в школе есть учащиеся, которые пропускают занятия из-за нежелания идти в школу. Успеваемость некоторых обучающихся может быть выше, чем есть на самом деле. Причинами такого состояния обучающиеся называют: конфликты со сверстниками, непонимание учебного предмета, неудовлетворенность взаимоотношением с учителем, отсутствие учебной мотивации. Отсюда вытекает, что не все обучающиеся чувствуют себя в школе комфортно.

Принцип психологической комфортности провозглашается современной педагогикой одним из важнейших принципов образования.

Этот принцип предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, в которой они чувствуют себя «как дома», которая создает ощущение уверенности, успешности, продвижения вперед.

Цель исследования : Выявить уровень комфортности образовательной среды.

Объект исследования : учащиеся 5 – 9 классов, общий объём выборки 99 человек

Предмет исследования – комфортность образовательной среды

Гипотезой нашего исследования выступает предположение о том, что уровень комфортности образовательной среды недостаточно высокий, его повышение напрямую зависит от активности всех субъектов образовательного процесса.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:

  1. изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению данной проблемы;
  2. подобрать и апробировать диагностические процедуры, направленные на изучение комфортности образовательной среды;
  3. изучить показатели и компоненты комфортности;
  4. провести анализ взаимосвязи уровня комфортности с активной деятельностью участников образовательного процесса.

Методы исследования :

  1. анализ литературы по проблеме исследования;
  2. психодиагностический метод;
  3. количественный и качественный анализ полученных данных.

Мы предполагаем, если учителя и дети начинают ощущать себя в школе более комфортно, значит, школа развивается.

В противном случае либо никакого развития не происходит, либо оно происходит за счет психологического здоровья участников образовательного процесса, что в конце концов сказывается на всем, в том числе и на образовательных результатах.

Глава 1.

Теоретические основы понятия «комфортность» и составляющие компоненты

1.1 Понятие «комфортности» в психологии.

Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье учащихся.

Необходимость разговора о комфортности учебной среды связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы мы видим в достижении школьниками комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.

"Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: " Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют ".

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность:

  1. Психологическая
  2. Интеллектуальная
  3. Физическая

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Источником психологической комфортности является:

  1. положительное эмоциональное состояние как ученика так и учителя;
  2. доброжелательное отношение между учителем и учеником.

Действия учителя по созданию здоровой психологической комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия "учитель-ученик" с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.

Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только 25 - 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам.

Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет учащихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость и различные признаки взросления: курение, демонстративный интерес к противоположному полу, грубость.

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.

Не все обучающиеся являются успешными в учебной деятельности, не все умеют ставить и добиваться намеченных целей, но каждый ребенок желает видеть рядом с собой верных друзей; добрых, отзывчивых учителей; а учиться в самой лучшей школе, на самых увлекательных уроках.

  1. Составляющие компоненты «комфортности».

В структуру психологической комфортности ребенка в образовательном учреждении входит 4 компонента:

  1. Организационный компонент (комфортность в предметной среде школы и образовательном процессе)
  2. Деятельностный компонент (комфортность в учебной деятельности)
  3. Коммуникативный компонент (комфортность в общении)
  4. Личностный компонент (внутриличностная комфортность)

В соответствии с представленной структурой психологической комфортности можно выделить также 4 группы ее показателей.

Показатели психологической комфортности ребенка в ОУ

Компоненты психологической комфортности

  1. Организационный компонент
  1. Деятельностный компонент

3)уровень притязаний;

4)отношение к учению;

  1. Коммуникативный компонент

учитель»

  1. Личностный компонент

2)уровень самооценки

Глава 2.

Экспериментальное изучение комфортности образовательной среды

2.1 Описание выборки методов исследования

Для исследования можно использовать психодиагностические методики, мы взяли по одной методике для каждого компонента:

Компоненты

Показатели психологической комфортности

Психодиагностические методики

1.Организа

ционный

Удовлетворенность условиями предметной среды и организацией образовательного процесса в школе

Методика диагностики удовлетворенности условиями предметной среды и организацией образовательного процесса (сост.М.В.Лукьянова, Н.В.Калинина; адапт.Н.П.Бадьиной )

2.Деятель

ностный

1)мотивация учебной деятельности;

2)мотивация достижения успехов (избегания неудач);

3)уровень притязаний

4)отношение к учению

Методика изучения мотивации обучения (адапт. М.В.Лукьяновой, Н.В.Калининой)

Методика определения мотивации достижения успеха и боязни неудачи (А.А.Реан)

Моторная проба (К.Шварцландер)

Методика анализа отношения школьников к учению (Л.Балабкиной)

3.Коммуни

кативный

1)удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик – ученик»;

2) удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик –

учитель»

Экспресс-методика изучения социально-психологического климата в учебном коллективе (А.Н.Лутошкин)

Анкетирование

4.личностный

1)преобладающее эмоциональное состояние (уровень тревожности);

2 )уровень напряженности на уроке

2)уровень самооценки

Филлипс-тест

Методика определения уровня беспокойства-тревоги (Ж.Тейлор)

Анкета

Методика диагностики самооценки у подростков и старших школьников (адапт. Л.Д.Столяренко)

2.2 Личностный компонент

Для того, чтобы оценить комфортность учащихся на уроке, мы решили провести тест на определение напряженности, т.к. напряженность является противоположным значением комфортности, следовательно, чем выше напряженность учащихся на уроке, тем ниже их комфортность.

Анкета

Напряженность (для учащихся средних классов)

Утверждения

Да

Не знаю

Нет

У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности

Меня ничто не может вывести и из хорошего расположения духа

Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня

Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед контрольной работой, экзаменом, если не уверен в своих силах

Я захожу на экзамен в числе первых и не задумываюсь над выбором билета

Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса

Насмешки одноклассников не портят мне настроение

Я спокойно сплю, и меня не преследуют экзаменационные мотивы

В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно

Мне легко организовать свой рабочий день, я всегда успеваю сделать то, что спланировал

Мне трудно удается сосредоточить внимание на уроке

Отступление преподавателя от основной темы занятия сильно отвлекает меня

Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной работе или экзамене

Порой мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны

Отчаявшись выполнять какое-либо задание, я обычно опускаю руки

Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе

Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя

Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство

Меня сильно беспокоит мое положение в классе

Я безвольный человек и это отражается на моей успеваемости

Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня

Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед контрольной работой, собеседованием, экзаменом

Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала

Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед аудиторией (одноклассников)

Возможные неудачи в учебе тревожат меня

Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться

Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий

Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом сожалею об этом

Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние

После спора или ссоры с товарищами я долго не могу успокоиться

Суммарный бал

Подсчет результатов:

Кол- во ответов НЕТ (1-10 вопрос) + кол-во ответов ДА (11-30 вопрос) + ? ответов НЕ ЗНАЮ (1 - 30 вопрос)

Шкала оценки результата анализа анкеты:

Уровни

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Мальчики

Меньше 8

8 - 11

12 - 15

16 - 18

Выше 18

Девочки,

Меньше 12

12 - 14

15 - 18

19 - 22

Выше 22

Данный тест был проведен среди учащихся 5 – 9 классов, что составило 99 учащихся, принявших участие в мониторинге. Результаты теста можно увидеть в виде таблиц и диаграмм. В нижеприведенной таблице на примере учащихся 9 класса показано, как оформлять результаты анализа анкеты оценки напряженности.

Результаты анализа анкеты оценки напряженности:

Ф.И. учащихся

Суммарный бал

Уровень напряженности

чрезмерное спокойствие

чрезмерное спокойствие

высокий уровень

нормальный уровень

нормальный уровень

нормальный уровень

повышенный уровень

нормальный уровень

нормальный уровень

высокий уровень

Анализируя результаты тест учащихся, мы подводим итог:

Кол -во учащихся с высоким уровнем напряженности – 3чел. – 30%

А теперь давайте посмотрим распределение оценки напряженности среди 5 - 9 классов.

классы

Уровень напряженности

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Итого:

14 – 14%

51 – 52%

21 – 21%

13 – 13%

Распределение оценки напряженности среди 5 - 9 классов на диаграмме. Из диаграммы видно, что:

  1. высокий уровень напряженности имеют 21ученик, что составляет -21 %
  2. повышенный уровень напряженности имеют 13учеников, что составляет -13 %
  3. нормальный уровень напряженности имеют 51 человек, что составляет - 52 %
  4. и чрезмерно спокойный уровень напряженности имеют 14 человек – 14%

Высокая степень напряженности, как правило, наблюдается у тех детей, у которых психологическая адаптация была связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, как правило, они плохо справляются с учебной программой.

Проанализировав результаты мониторинга на напряженность учебной среды, мы можем сказать, что не все учащиеся чувствуют себя комфортно на уроках, следовательно, комфортность учебной среды в данном случае не достаточно высокая.

2.3 Коммуникативный компонент

С целью получения содержательной характеристики психологического климата коллектива А.Н.Лутошкин предлагает использовать карту-схему. Она состоит из серии полярных утверждений с семибалльной шкалой.

В инструкции испытуемым предлагается дать оценку тому, как проявляются те или иные свойства психологического климата в организации. Для этого необходимо прочитать в схеме характеристики сначала слева, затем справа и после этого поставить в средней части листа ту оценку, которую испытуемый выбрал.

Оценки:

3 свойство проявляется в коллективе всегда (утверждение слева)

2 свойство проявляется в большинстве случаев (слева)

1 свойство проявляется достаточно, чтобы его заметить (слева)

0 ни то, ни противоположное свойство не проявляется достаточно

ясно, или в одинаковой степени проявляется и то, и другое свойство

1 свойство проявляется достаточно заметно (справа)

2 свойство проявляется в большинстве случаев (справа)

3 свойство проявляется всегда (справа)

Карта-схема

№ п/п

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения

Преобладает подавленное настроение

Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии

Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия

Членам коллектива нравится быть вместе

Члены коллектива выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи или неудачи членов коллектива вызывают сопереживание

Успехи вызывают зависть, неуспехи – злорадство

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

Каждый нетерпим к мнению коллег

Один за всех, все за одного

Каждый сам за себя

Чувство гордости за каждого члена коллектива

Равнодушны друг к другу, к успехам и неудачам

Каждый активен, полон энергии

Каждый инертен, пассивен

Совместные дела всех увлекают

Никого нельзя поднять на совместное дело

В коллективе справедливо относятся друг к другу

Коллектив распадается на привилегированных и отверженных

Обработка результатов:

1. Сложить все положительные баллы, затем отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую.

2. Полученный результат разделить на 10 (10 шкал).

Оценка: положительные значения конечного показателя соответствуют

благоприятному, а отрицательные – неблагоприятному психологическому

климату.

Результаты:

класс

Оценка психологического климата

положительная

отрицательная

9 чел. – 100%

10 чел. – 100%

13 чел. – 72%

5 чел. – 28%

16 чел. – 84%

3 чел. – 16%

19 чел. – 79%

5 чел. – 21%

16 чел. – 84%

3 чел. – 16%

Итого:

83 чел. – 84%

16 чел. – 16%

Из анализа результатов методики видно, что не все учащиеся чувствуют себя комфортно в классном коллективе. Таким ребятам сложно наладить взаимоотношения со сверстниками, они выбирают два пути: агрессию и конфликт или «уход в себя», вплоть до ухода из школы.

2.4 Деятельностный компонент

В методике Лукьяновой М.И. по изучению мотивации обучения у старшеклассников

обучающимся предлагается внимательно прочитать каждое предложение и варианты ответов к нему. Подчеркнуть два варианта ответов, которые совпадают с мнением обучающихся.

  1. Дальнейшей жизни
  2. Поступления в ВУЗ, продолжения образования
  3. Саморазвития, самосовершенствования
  4. Будущей профессии
  5. Обретения места в обществе
  6. Создание карьеры
  7. Получение стартовой квалификации и устройства на работу
  1. Я бы не учился, если бы…
  1. Не было школы
  2. Не было бы необходимости в этом
  3. Не необходимость поступления в ВУЗ и моя будущая жизнь
  4. Не чувствовал, что это необходимо
  5. Не думал о том, что будет дальше
  6. Обучение в школе и знания необходимы мне для…
  1. Не нравится, когда меня хвалят за…
  1. Знания
  2. Успехи в учёбе
  3. Хорошую успеваемость
  4. Способности и ум
  5. Трудолюбие и работоспособность
  6. Хорошие отметки
  1. Мне кажется, что цель моей жизни…
  1. Получить образование
  2. Создать семью
  3. Сделать карьеру
  4. В развитии и совершенствовании
  5. Быть счастливым
  6. Быть полезным
  7. Принять достойное участие в эволюционном процессе
  8. Пока не определена
  1. Моя цель на уроке…
  1. Получение информации
  2. Получение знаний
  3. Попытаться понять и усвоить как можно больше учебного материала
  4. Выбрать для себя необходимое знание
  5. Внимательно слушать учителя
  6. Получить хорошую отметку
  7. Пообщаться с друзьями
  1. При планировании своей работы я…
  1. Обдумываю её, вникаю в смысл
  2. Сначала отдыхаю
  3. Стараюсь выполнить всё аккуратно
  4. Выполняю сначала наиболее сложную её часть
  5. Стараюсь выполнить её быстрей
  1. Самое интересное на уроке – это…
  1. Обсуждение интересного вопроса
  2. Малоизвестные факты
  3. Практика, выполнение заданий
  4. Интересное сообщение учителя
  5. Диалог, обсуждение, дискуссия
  6. Получить отличную отметку
  7. Пообщаться с друзьями
  1. Я изучаю материал добросовестно, если…
  1. Он мне очень интересен
  2. Он мне необходим
  3. Мне нужна хорошая отметка
  4. Без всяких усилий, потому что делаю это всегда
  5. Меня заставляют
  6. У меня хорошее настроение
  1. Мне нравиться делать уроки, когда
  1. Их мало и они не сложные
  2. Когда я знаю, как их делать и у меня всё получается
  3. Это мне потребуется
  4. Это требует усердия
  5. Я отдохну после школы и дополнительных занятий
  6. У меня хорошее настроение
  7. Материал или задание мне интересны
  8. Всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний
  1. Учиться лучше меня побуждает..
  1. Мысли о будущем
  2. Конкуренция и мысли о получении аттестата
  3. Совесть, чувство долга
  4. Стремление получить высшее образование
  5. Ответственность
  6. Родители или учителя
  1. Я более активно работаю на уроке если…
  1. Ожидаю одобрения окружающих
  2. Мне интересна выполняемая работа
  3. Мне нужна хорошая отметка
  4. Хочу больше узнать
  5. Хочу, чтоб на меня обратили внимание
  6. Изучаемый материал будет мне необходим в дальнейшем
  1. Хорошие отметки – это результат…
  1. Моего напряжённого труда
  2. Труда учителя
  3. Подготовленности и понимания мной темы
  4. Моего везения
  5. Моего добросовестного отношения к учёбе
  6. Моего таланта или способностей
  1. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит…
  1. Настроения и самочувствия
  2. Понимания мной учебного материала
  3. Моего везения
  4. Активной подготовки, прилагаемых усилий
  5. Заинтересованности в хороших отметках
  6. Внимание к речи учителя
  1. Я буду активным на уроке, если..
  1. Хорошо знаю тему или понимаю учебный материал
  2. Смогу справиться с предлагаемыми заданиями
  3. Считаю нужным всегда так поступать
  4. Меня не будут ругать за ошибки
  5. Твёрдо уверен в своих знаниях
  6. Мне иногда так хочется
  1. Если учебный материал мне не понятен…
  1. Ничего не предпринимаю
  2. Прибегаю к помощи товарищей
  3. Мирюсь с ситуацией
  4. Стараюсь разобраться во что бы то ни стало
  5. Надеюсь, что разберусь потом
  6. Вспоминаю объяснения учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке
  1. Сделав ошибку при выполнении заданий я..
  1. Выполняю его повторно, исправляя ошибки
  2. Теряюсь
  3. Прошу помощи у товарищей
  4. Нервничаю
  5. Продолжаю думать над ним
  1. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я…
  1. Обращаюсь за помощью к товарищам
  2. Отказываюсь от его выполнения
  3. Думаю и рассуждаю
  4. Списываю у товарища
  5. Обращаюсь к учебнику
  6. Огорчаюсь
  1. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они…
  1. Требуют большого умственного напряжения
  2. Не требуют усилий
  3. Требуют зубрёжки и необходимость действовать по шаблону
  4. Не требуют сообразительности
  5. Сложные и большие
  6. Однообразные и не требуют логического мышления

Предложения 1,2,3, входящие в содержательный блок 1 методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл обучения.

Предложения 4,5,6 входят в содержательный блок 2 методики и характеризуют другой показатель мотивации – способность к целеполаганию.

Содержательный блок 3 анкеты (предложения 7,8,9) указывает на иные мотивы.

Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определённым количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе.

Внешний мотив – 0 баллов

Игровой мотив – 1 балл

Получение отметки – 2 балла

Позиционный мотив – 3 балла

Социальный мотив -4 балла

Учебный мотив – 5 баллов

Ключ для 1,2,3 показателей мотивации

№ предложений и баллы им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

1

2

3

4

5

6

7

8

1

4

5

5

4

3

3

3

-

1

2

0

4

4

5

4

-

-

-

3

5

2

3

3

5

2

-

-

4

5

4

3

5

3

4

4

0

2

5

3

5

5

3

0

2

1

-

6

5

1

0

3

3

-

-

-

7

3

3

5

0

5

2

1

-

3

8

3

3

2

5

0

1

-

-

9

0

3

3

5

3

1

3

5

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели 1,2,3 мотивации по сумме баллов выявляют игровой мотив. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (1,2,3) и итоговый уровень мотивации подростков.

Оценочная таблица

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

II

III

1

26-29

24-28

24-28

72-85

2

21-25

18-23

28-23

55-71

3

18-20

12-17

24-27

42-54

4

15-17

8-11

9-23

30-41

5

До 14

До 7

До 8

До 29

  1. Очень высокий уровень мотивации
  2. Высокий уровень мотивации
  3. Средний уровень мотивации
  4. Сниженный уровень мотивации
  5. Низкий уровень мотивации

Анализ мотивации учения обучающихся

классы

Уровень мотивации

очень высокий

высокий

средний

заниженный

7чел. – 78%

2чел. – 22%

2чел. – 20%

6чел. – 60%

2чел. – 20%

8

2чел. – 11%

9чел. – 50%

5чел. – 28%

2чел. – 11%

7

4чел. – 21%

11чел. – 58%

3чел. – 16%

1чел. – 5%

6

6чел. – 25%

8чел. – 33%

6чел. – 25%

4чел. -17%

5

6чел. – 32%

9чел. – 48%

2чел. – 10%

2чел. – 10%

итого

20чел. – 20%

50чел. – 51%

20чел. – 20%

9чел. – 9%

Мы выявили, что такой показатель мотивации, как личностный смысл учения развит у подростков на достаточно высоком уровне.

51% учеников относятся к учебному процессу, как к долгу перед родителями или возможностью получить высшее образование.

20% учеников такой показатель мотивации, как личностный смысл учения понимают в полную силу. Такие ребята являются полностью успешными в учебной деятельности.

20% учеников относятся к учебному процессу довольно серьезно. Процесс обучения в школе и знания необходимы им не только для хороших оценок, но и для саморазвития. Но эти ученики встречаются с трудностями. Иногда не понимают предмет, или у них существуют напряженные отношения с учителями.

9% учеников не хотят учиться вовсе и их успеваемость это подтверждает. Они часто пропускают уроки. Эти подростки боятся неудачи в учебных делах, а поэтому пытаются не брать на себя очень сложные задачи. Таким ученикам необходима помощь со стороны педагогов и родителей. Они не проявляют интереса к учебному процессу, и поэтому не занимаются постановкой каких-либо целей. Успех в учебном процессе их не интересует.

2.5 Организационный компонент

Диагностика психологических условий школьной образовательной среды

Наиболее общим показателем психологической комфортности является степень удовлетворенности ребенка образовательным учреждением и своим пребыванием в нем.

Цель предлагаемой ниже методики – оценка выраженности в образовательной среде конкретного учебного заведения следующих психологических факторов:

  1. интенсивность образовательной среды;
  2. эмоционально-психологический климат;
  3. удовлетворенность образовательной средой;
  4. демократичность образовательной среды;
  5. содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов;
  6. удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.

Проявление психологических условий образовательной среды в отношении учащихся, родителей, педагогов

Факторы

Участники образовательного процесса

Учащиеся

Родители

Педагоги

Интенсивность

образовательной среды

проявляется в объеме, сложности учебных заданий, предъявляемых учащимся на уроках и дома, а также в уровне требований к качеству выполнения этих заданий

проявляется в объеме учебной нагрузки учителей, а также в уровне требований к содержанию и качеству их работы

Эмоционально-психологический климат

проявляется в степени психологического комфорта участников образовательного процесса, в особенностях их взаимоотношений, в преобладающем настроении в коллективе и т.п.

проявляется в степени удовлетворенности учебным заведением, его значимости и месте в системе ценностей участников образовательного процесса

Демократичность образовательной среды

проявляется в степени демократичности администрации, возможности участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса

Содействие формированию познавательной мотивации

проявляется в степени педагогического содействия у детей мотивации обучения, познавательных интересов и познавательной активности

проявляется в степени поддержки и содействия администрации профессиональному росту и повышению квалификации учителей

Удовлетворенность качеством образовательных услуг

проявляется в оценке уровня преподавания в школе различных предметных дисциплин, в степени уверенности участников образовательного процесса в достаточности образовательных услуг для поступления выпускников в ВУЗы.

Учащиеся читают вопрос, выбирают из трех вариантов ответов тот, который наиболее соответствует их мнению, и вносят соответствующую букву в бланк ответов рядом с цифрой – номером вопроса.

Обработка результатов: ответы “а” оцениваются в 1 балл; “б” - 0,5 баллов; “в” - 0 баллов.

Каждый психологический фактор образовательной среды представлен тремя вопросами, номера которых в бланке ответов расположены в вертикальных столбцах. Степень выраженности определенного психологического фактора определяется путем расчета среднего значения по каждому столбцу.

Бланк ответов

1. б

2. а

3. б

4. в

5. б

6. а

7. а

8. а

9. а

10. в

11. в

12. а

13. а

14. а

15. б

16. б

17. б.

18. а

И

Э

У

Д

М

КО

В этом случае показатель интенсивности учебной среды (И) будет равен 0,83; показатель эмоционально-психологического климата (Э) – 1; показатель удовлетворенности (У) - 0,67; показатель демократичности (Д) - 0,17; показатель содействия развитию познавательной мотивации (М) - 0,33; показатель удовлетворенности качеством образовательных услуг (КО) - 1.

Оценка результатов: чем ближе полученный результат к 1, тем сильнее выражен в данной образовательной среде соответствующий психологический фактор:

0 – 0,40 – низкий уровень; 0,41 – 0,70 – средний уровень; 0,71 – 1 – высокий уровень.

Результаты ответов испытуемого в вышеприведенном примере можно обобщить следующим образом.

Данный ученик отмечает:

  1. высокую интенсивность нагрузки в ОУ;
  2. высокий уровень эмоционально-психологического комфорта участников образовательного процесса;
  3. достаточную (среднюю) степень удовлетворенности своей школой;
  4. низкую степень демократичности образовательной среды;
  5. низкий уровень содействия развитию познавательной мотивации. 7 – 70%

    1 – 10%

    8

    1 – 6%

    15 -83%

    2 – 11%

    7

    2 – 11%

    16 – 84%

    1 – 5%

    6

    5 – 21%

    14 – 58%

    5 – 21%

    5

    10 – 53%

    8 – 42%

    1 – 5%

    всего

    20 – 20%

    69 – 70%

    10 – 10%

    2.6 Анализ результатов исследования

    Диагностика психологической комфортности ребенка в школе позволяет выявить ее уровень.

    Существуют три уровня психологической комфортности:

    1. Уровень психологического дискомфорта («психотравмирующая среда»).
    2. Уровень психологической безопасности («психологическая нейтральная среда»).
    3. Уровень психологической комфортности («психологически комфортная среда»).

    Для подведения итога нашей работы обратимся к сводной таблице:

    Показатели комфортности

    уровни

    повышенный

    высокий

    Средний

    норма

    сниженный

    15%

    21%

    52%

    14%

    Психологический климат

    84%

    16%

    Мотивация

    20%

    51%

    20%

    9%

    Удовлетворенность образовательной средой

    20%

    70%

    10%

    По результатам исследования в нашей школе 3-й высокий уровень – «Психологически комфортная среда

    Заключение

    Гипотезой нашего исследования выступало предположение о том, что

    уровень комфортности образовательной среды недостаточно высокий. Гипотеза не нашла подтверждения. Уровень комфортности в нашей школе достаточно высокий.

    Диагностические методики позволили выявить проблемные области у учащихся, показавших низкие результаты в процессе исследования. Это свидетельствует о необходимости дальнейшей работы в данном направлении. Педагоги и психологи должны как можно больше работать с учениками над развитием позитивных мотивов учебной деятельности. Способствовать росту их внутренней мотивации учения.

    Как добиться психологической комфортности в школе?

    1. используйте в своей работе просьбы, а не требования;
    2. используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
    3. используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;
    4. добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;
    5. не допускайте стрессообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
    6. создайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;
    7. используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).

    Как добиться интеллектуальной комфортности в школе?

    1. используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке;
    2. используйте не менее трех видов преподавания;
    3. используйте методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся.
    4. используйте динамические паузы или минуты релаксации;
    5. наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);
    6. стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;
    7. поддерживайте у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;
    8. создавайте ситуацию успеха (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей учащихся;
    9. справедливо оценивайте ответы учащихся. Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться.

    Как добиться физической комфортности в школе?

    1. организация горячего питания в школе;
    2. соблюдение питьевого режима;
    3. соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;
    4. обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

    Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности образовательной среды:

    1. уважайте детей;
    2. не навреди, ищите в детях хорошее;
    3. замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
    4. не приписывайте успех себе, а вину ученику;
    5. ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;
    6. на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
    7. не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
    8. хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
    9. только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
    10. не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
    11. оценивайте поступок, а не личность;
    12. дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

    И в заключении хотелось бы сказать, что школа - один из первых социальных институтов, с которыми сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Пока ребенок растет и формируется, педагоги, врачи, психологи, родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим здоровью, а наоборот, была образцом такой среды, которая способствует полному раскрытию задатков ребенка и реально готовит его к будущей жизни.

    Использованная литература:

    1. "Толковый словарь русского языка", Ожегов С.И.
    2. Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе". - 2007
    3. Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // Начальная школа. - 2003. - №4.
    4. Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? методическое пособие./ В.А. Кореневская, - Кемерово: изд. обл. ИУУ, 1999. - с.112.
    5. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб.: Речь, 2004.
1

Статья посвящена выявлению проблемы диагностической неопределенности воздействия образовательной среды на негативные склонности обучающихся, приводящие к росту наркомании в молодежной среде. Сделана попытка объективно оценить ситуацию, когда с увеличением количества профилактических акций и мероприятий среди учащейся молодежи параллельно растет и процент наркотизации. В исследовании мы проанализировали такие системообразующие компоненты образовательной среды вуза, как официальная организационная культура вуза; организационная культура общежития как составляющая среды жизнедеятельности студента. Третью независимую сторону анализа диагностической неопределенности воздействия образовательной среды вуза составляет объективная информация о негативных процессах, связанных с употреблением психотропных веществ.

образовательная среда вуза

диагностическая неопределенность

позитивные и негативные склонности студентов

наркомания в молодежной среде

1. Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2013. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:

http://sbiblio.com/biblio/dict.aspx?key = %u0441 %u043A %u043B %u043E %u043D %u043D %u043E %u0441 %u0442 %u044C&x#find (дата обращения: 20.11.2013).

2. Визуальный словарик: Copyright 2004-2007 ЛАНИ, СПИИРАН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://visualworld.ru/search.jsp?ref = vslovar&vmode = 32&text = %F1 %EA %EB %EE %ED %ED %EE %F1 %F2 %FC (дата обращения: 20.11.2013).

3. Малый академический словарь, 2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа /http://clova.ru/d11/w64089 (дата обращения: 15.11.2013).

4. Мещеряков Б., Зинченко В. Национальная психологическая энциклопедия: Большой психологический словарь. Сост. Олма-пресс. 2004. [Электронный ресурс]. – Режим доступа / http://vocabulary.ru/dictionary/30/word/sklonost (дата обращения: 15.11.2013).

5. Официальный сайт Уральского государственного лесотехнического университета [Электронный ресурс]. – Режим доступа / http://www.usfeu.ru/ (дата обращения: 25.11.2013).

6. Ушаков Д.Н. Толковый словарь Ушакова. 2008-2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа /http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid = 70324 (дата обращения: 22.11.2013).

7. Философский словарь: Энциклопедии & Словари. Коллекция энциклопедий и словарей: 2009 no.2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://enc-dic.com/philosophy/Sklonnost-2158.html (дата обращения: 22.11.2013).

8. Шейн. Э.X. Организационная культура и лидерство. no. СПб., 2002. – 336 с.: С. 45.

Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их немедицинское потребление в последнее десятилетие в России приобрел значительные масштабы. Наркомания наряду с алкоголизмом стала одной из острейших социальных проблем. Особую тревогу вызывает активное распространение наркомании в молодежной среде, способствующее помимо моральной и физической деградации части молодого поколения России, также и криминализации общества. По данным Министерства здравоохранения Свердловской области на 1 ноября 2013 года, 7293 человека, в возрасте с 15 до 34 лет, зарегистрированы в медицинских учреждениях с диагнозом «наркомания».

В этом направлении в настоящее время координируются усилия всех субъектов профилактики: педагогов, психологов, социальных работников, сотрудников органов власти, медицинских работников, но вместе с тем процесс наркотизации молодежи продолжает развиваться достаточно активно. Этому способствует ряд причин, среди которых:

  • социальные: Свердловская область является динамично развивающимся регионом со значительным экономическим потенциалом, достаточно широким спектром высокодоходных отраслей экономики, высоким размером заработной платы, сформированными в связи с этим социальными притязаниями на более значительный уровень стандарта потребления. В комплексе с наличием выгодного расположения на стыке транспортных путей федерального значения, сосредоточением крупного финансового капитала представляет устойчивый интерес наркодельцов к Свердловской области как к одному из крупнейших рынков сбыта наркотиков.
  • научно-методические причины связаны с отсутствием объективных инструментов, позволяющих точно диагностировать влияние образовательной среды на проявление склонности у студенческой молодежи к употреблению психоактивных веществ.

Исходя из этого, в публикации мы хотели бы проанализировать проблему диагностической неопределенности воздействия образовательной среды на те или иные склонности обучающихся. Такой подход к анализу эффективности воспитательного воздействия от противного позволит сделать попытку объективно оценить ситуацию, когда с увеличением количества профилактических акций и мероприятий среди учащейся молодежи параллельно растет и процент наркотизации. Для анализа мы предположили возможность проявления склонностей молодых людей к тем или иным видам деятельности и времяпрепровождения, среди которых как позитивные (конструктивные: учеба, хобби и т.п.), так и негативные, связанные с употреблением психотропных веществ. Основной вопрос, на который важно получить ответ: дает ли анализ традиционных формы организации образовательной среды вуза возможность диагностировать проявления негативных склонностей?

Проведя анализ понятийного смысла «склонности», мы получили следующее: понятие «склонность» трактуется в толковых словарях Ожегова, Ушакова, Кузнецова как влечение, предрасположенность к чему-либо. Приводятся примеры: «склонность к музыке», «склонность к простудным заболеваниям» и т.п. .

Понятие «склонность» трактуется в словарях и энциклопедиях психологии и философии как устойчивая потребность личности в определенной деятельности, как продолжительное желание, как субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы .

Понятие «склонность» рассматривают медицинские энциклопедии как глубокую устойчивую потребность индивида в некоторой деятельности, как аддиктивное поведение (от англ. addiction - пагубная привычка, порочная склонность) .

Ассоциативный анализ понятия «склонность» позволяет выявить ряд синонимов: способность, образование, интерес, задатки, риск .

Таким образом, склонность может быть медицинской, генетической и т.п.

Очевидно, что «склонность» может проявляться в позитивной и негативной формах. В своем исследовании мы подразумеваем проявление негативной склонности у студентов, а точнее, проявление склонности к употреблению наркотических средств и психотропных веществ.

Как видно уже из понятийного анализа, склонность имеет сложную структуру и определяет проявления человека в определенной среде. По аналогии с генетическим наследием человека можно сказать, что именно социальная среда определяет, какие генетически заложенные склонности у человека проявятся, а какие нет. Генетическая природа не является однозначно определяющей того, каким будет человек. Склонности личности, как позитивные так и негативные, проявляются в той среде, в которой реализует свою жизнедеятельность человек. В нашем случае это образовательная среда вуза.

В связи с этим становится актуальным исследование образовательной среды вуза как той среды, в которой могут проявляться, либо не проявляться негативные склонности студентов, замещаться либо не замещаться позитивными склонностями. Характер образовательной среды и свободной организации жизнедеятельности студента в ней определяют, проявятся ли в нем позитивные склонности, которые перерастают в хорошие качества и наклонности, либо проявляются негативные склонности, которые приводят к дезадаптации.

В исследовании мы проанализировали такие системообразующие компоненты образовательной среды вуза, как:

1) официальная организационная культуры вуза;

2) организационная культура общежития, как составляющая среды жизнедеятельности студента. В научных исследованиях организационная культура общежития анализируется не так часто, в основном изучается официальная организационная культура.

Третью независимую сторону анализа диагностической неопределенности воздействия образовательной среды вуза составляет объективная информация о негативных процессах, связанных с употреблением психотропных веществ. Такая информация позволяет определить, насколько реально можно увидеть состояние образовательной среды, диагностируя организационную культуру вуза.

Рассмотрим компоненты официальной организационной культуры на примере Уральского государственного лесотехнического университета (далее - УГЛТУ), так как этот пример для нас является достаточно показательным. За основу возьмем модель организационной культуры Э. Шейна .

Одним из показательных индикаторов состояния организационной культуры УГЛТУ является информация официального сайта вуза, дополненная методом включенного наблюдения.

УГЛТУ является одним из ведущих высших учебных заведений в системе лесотехнического образования России. Он был основан в 1930 г. За свою историю вуз прошел путь от института до университета и подготовил свыше 55 000 специалистов . Это говорит о том, что вуз за свою длительную историю уже укрепил свои позиции на «рынке» образования и может предложить достаточно высокое качество подготовки специалистов. Вместе с тем обычаи и традиции, которых придерживаются преподаватели, давно сформированы и продолжают соблюдаться и впредь. Преподавательский состав вуза отличается следующими особенностями: преподаватели узкой педагогической направленности, а значит, место работы, как правило, не меняют. Стаж преподавания у большинства достаточно большой. Кроме того, многие преподаватели сами являются выпускниками УГЛТУ и уже со студенческих времен «пропитаны духом» организационной культуры вуза, и понятно, что и в настоящем времени они несут заложенные ими еще тогда нормы поведения, традиции и ритуалы, совершаемые ими в определенных ситуациях.

Таким образом сформирована так называемая формальная философия: «наиболее общие политические и идеологические принципы, которыми определяются действия группы по отношению к студентам, педагогам, рабочим, руководству» (Э. Шейн) .

Можно отметить то, что УГЛТУ географически компактен. На одной территории располагаются все корпуса вуза, 9 общежитий для студентов и преподавателей. Кроме того, есть всё необходимое для активной деятельности студентов: дворец культуры, дворец спорта, санаторий-профилакторий, спортивно-оздоровительный лагерь на берегу оз. Песчаное в окрестностях Екатеринбурга, кафе и 2 современные столовые. В целях профессиональной ориентации учащейся молодежи Уральского региона при университете создана Малая лесная академия (МЛА), а для расширения образовательных услуг Центр ассоциации международных автомобильных перевозок (АСМАП) .

Другими словами, организационную культуру УГЛТУ можно признать исторически устойчивой, архаичной, обособленной, со сформированными нормами поведения и культурой.

Подобный анализ можно провести на примере любого официального сайта вуза, и это нам покажет компоненты официальной организационной культуры учреждения.

Если проследить состояние образовательной среды официальной культуры вуза, то мы видим сугубо позитивные и конструктивные сферы для проявления внутренних склонностей студентов, возможностей достижений. С точки зрения диагностики, возникает кажущееся мнение, что образовательная среда сугубо благоприятна и в ней не может быть никаких негативных проявлений.

Второй слой исследования организационной культуры общежития проводился методом анонимного анкетирования студентов очной формы обучения УГЛТУ с первого по четвертый курсы. Анкеты заполняли студенты из трех общежитий студенческого городка вуза. Им было предложено ответить на 10 вопросов о том, согласны ли они с правилами проживания и бытовыми условиями общежития, какие из услуг для них важны, с кем проживают и какие проблемы возникают в их студенческой жизни, как предпочитают проводить досуг и работают ли они в свободное от учебы время. Также студентам рекомендовано указать свои предложения и замечания по проживанию в общежитии.

Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать вывод, что почти всех студентов устраивают условия проживания в общежитии. Это видно из сводных диаграмм.

В графе «предложения и замечания» лишь малая часть опрошенных студентов отметили, что хотели бы получить свободный доступ в общежитие в ночное время суток и доступ в душевую комнату в вечернее и ночное время суток.

В целом студенты не воспринимают общежитие как свой дом, место постоянного проживания. Для них общежитие - это место временного пребывания.

Можно отметить, что, диагностируя состояние среды общежития, внешне кажется все благополучно, но в целом диаграммы иллюстрируют полную инертность, то есть нет желания у студентов что-то менять, их и так все устраивает (есть негативные высказывания, но в процентном соотношении они минимальны).

Независимый анализ реального состояния образовательной среды УГЛТУ показывает нам усугубление тенденции наркотизации молодежи. Статистические данные о правонарушениях студентов показывают следующую картину: в период с 2012 по 2013 годы студентами УГЛТУ, проживающими в общежитиях, совершено 42 нарушения внутреннего распорядка проживания в общежитии. Из них: 28 - распитие спиртных напитков; 14 - курение в комнатах. В этот же период федеральными правоохранительными службами заведено 4 уголовных дела по ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества).

Фактически анализ существующего состояния образовательной среды вуза не дает информации о причинах за исключением объективных фактов. Контент-анализ поисковой системы «Яндекс» по ключевому слову «курительные смеси» показывает повышенный уровень интереса к данному направлению у жителей Свердловской области: около 2500 запросов ежемесячно по Свердловской области. Это значит, что на развитие наркоситуации влияет продолжающаяся массированная пропаганда психоактивных веществ в сети интернет. В результате в потребление и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ вовлекаются новые потребители. По данным Управления ФСКН России по Свердловской области, за 11 месяцев 2013 года выявлено 300 Web-сайтов, на которых опубликовано 372 страницы с предложениями продажи жителям Свердловской области наркотических средств и их производных.

Подводя итог проведенному анализу следует отметить, что, несмотря на активное развитие образовательной среды вуза, расширение виртуального поля общения студентов, традиционные научные методы не позволяют диагностировать те параметры среды, которые могут способствовать проявлению негативных склонностей студентов. Как следствие этого, направление усилий на профилактические мероприятия, не имеющие четкой адресации, может быть либо неэффективным либо иметь обратный эффект.

Состояние образовательной среды находится в ситуации диагностической неопределенности, так как педагоги, психологи, социальные работники, руководство вуза не имеют в своих руках эффективного диагностического инструментария образовательной среды вуза. Эта проблема является очень серьезной, глубоко научной и нуждается в многостороннем анализе, который мы видим в формировании многопараметрической модели образовательной среды вуза с привлечением диагностического инструментария различных наук.

Рецензенты:

Пономарев А.В., д.п.н., лауреат премии правительства РФ в области образования, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой организации работы с молодежью Уральского федерального университета, г. Екатеринбург;

Галина В.А., д.э.н., к.т.н., профессор, директор Института качества жизни, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург.

Работа поступила в редакцию 30.12.2013.

Библиографическая ссылка

Сафронова А.Н., Вербицкая Н.О. ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В ПРОЯВЛЕНИИ ПОЗИТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-7. – С. 1487-1491;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33370 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В последние годы школы приобрели большую свободу и самостоятельность, вопрос о диагностике качества образовательной среды становится крайне актуальным сейчас.

Слайд 2. Предметом диагностики образовательной среды школы выступают их выпускники, а точнее, их зрелость, т.е. готовность ко взрослой жизни, она включает в себя:

Интеллектуальную зрелость (развитые познавательные интересы, умение найти конструктивное решение познавательной проблемы, критическое мышление и т. д.);

Социальную зрелость (ответственность за происходящее, готовность к сотрудничеству, терпимое отношение к другим);

Личностную зрелость (понимание себя, самостоятельность, самоуважение, стремление реализовать свои инициативы);

Эмоциональную зрелость (сочувствие, интуицию, сопереживание и т. д.).

Поэтому школа эффективна в той мере, в какой она:

Воспитывает личность, способную жить в ситуации быстрых социальных изменений, требующих принятия адекватных самостоятельных решений;

Готовит учащихся к позитивной самореализации в основных сферах жизнедеятельности;

Удовлетворяет запросы родителей и социокультурной сферы.

Слайд 3. 2 аспекта деятельности школы:

1. изучение взаимодействия школы и социальной среды, элементы: совокупность ориентации семьи в сфере образования; участие родителей в школьной жизни; использование социокультурных возможностей среды; подготовка к позитивному преобразованию среды.

2. изучение внутренних ресурсов школы, возможностей для саморазвития, включает в себя инициативу и инновационную деятельность педагогов, валеологический компонент образования, характер взаимодействия учащихся и учителей, характер взаимодействия в педагогическом коллективе, создание условий для развития зрелости учащихся.

Слайд 4. Средовая диагностика дает возможность судить о состоянии среды и личности и включает:

1) определение типа личности, образа жизни и среды функционирования воспитательной системы;

2) обследование реальной среды и оценивание ее возможностей

3) определение бытующих у детей значений среды, господствующих в ней стихий и доминирующих переменных образа жизни;

4) определение позитивных элементов среды, служащих «питанием» для ее обитателей;

5) определение типа личности ребенка на основе сравнения данных диагностики с эталоном типа личности (если это нормативная диагностика) или же с прежними результатами (релятивная диагностика).

Слайд 5. В качестве интегральной результирующей характеристики образовательной среды И. М. Улановской, Н. И. Поливановой, И. В. Ермаковой (1997) был выбран критерий психического развития в его интеллектуальной, социальной и личностной составляющих. Они разработали диагностический пакет, включающий 3 блока методик:

1 - направлен на качественную и соответствующую возрастным особенностям диагностику результатов воздействия образовательной среды (интеллектуальные способности детей, их социальные и индивидуально-личностные особенности, мотивационная сфера).

2 - специфические особенности тех средств, которыми конкретная школа достигает своего развивающего эффекта (анализ организации учебного процесса и способов взаимодействия в системе «учитель- ученик», исследование социально-психологической структуры классов и выявление значимых критериев формирования межличностных отношений между учащимися, описание существенных характеристик психологического климата школы).

3 - процедуры для выявления внутренних целевых установок, определяющих специфику и эффективность воздействия образовательной среды школы на все аспекты психического развития учащихся.

Слайд 6. Программа диагностики образовательной среды, разработанная С. Д. Дерябо (1997), основывается на представлении о том, что любая образовательная среда должна способствовать сохранению и укреплению здоровья учеников, развитию их познавательной и личностной сферы. Общий показатель развития личности ученика и класса складывается из 3 оценок: состояния соматического здоровья, развития познавательной сферы, развития личностной сферы.

Слайд 7. В. Г. Зарубин, В. А. Макаридина, Н. И. Алмазова (1998) в качестве одного из критериев эффективности образовательной среды рассматривают социальную комфортность, которая может включать такие показатели, как самооценка участия в жизни школьного коллектива, оценка взаимоотношений учащихся и педагогов, оценка характера взаимоотношений учащихся друг с другом.

Основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды: взаимопонимание и удовлетворенность субъектов образовательного процесса взаимоотношениями; преобладающее позитивное настроение субъектов образовательного процесса; авторитетность руководителей - директора и педагогов; степень участия всех субъектов в управлении образовательными процессами; сплоченность и сознательность субъектов образовательного процесса; продуктивность взаимодействия в обучающем компоненте образовательного процесса.

Слайд 8. 2 подхода к оценке образовательной среды:

1) Диагностический подход : а) анализ структурных компонентов; б) изучение результатов воздействия среды на ее участников (как правило, на учеников и в значительно меньшей степени на педагогов и других участников); в) сочетание первых двух. Ясвин рассматривает психолого-педагогический комплекс возможностей образовательной среды на основе системы личностных потребностей, выделяемых А. Маслоу и Е. А. Климовым: возможность удовлетворения физиологических потребностей; возможность удовлетворения потребности безопасности; возможность усвоения групповых норм и идеалов; возможность удовлетворения социальных потребностей (любви, уважения, признания); возможность удовлетворения потребности в значимой деятельности; возможность удовлетворения потребности в сохранении и повышении самооценки; возможность удовлетворения и развития познавательной потребности в области интересов; возможность удовлетворения и развития потребности в преобразующей деятельности в области интересов; возможность удовлетворения и развития потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки; возможность удовлетворения и развития потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира; возможность удовлетворения и развития потребности в овладении все более высоким уровнем мастерства в своем деле; возможность удовлетворения и развития потребности в самоактуализации.

2) Экспертный подход – нацелен на комплексную оценку ее развивающих возможностей. Специалисты утверждают, что именно развивающая функция экспертизы является системообразующей (С. Л. Братченко, 159 Г. А. Мкртычан, А. Н. Тубельский). Экспертиза как метод предполагает ориентацию на компетентность и опыт специалиста-эксперта, личность которого является главным «инструментом» исследования. В этом отличие экспертизы от диагностики, которая основывается на соответствующей технико-методической оснащенности исследователя. Метод экспертизы органично включает субъективное мнение эксперта, обусловленное его профессиональной интуицией.

Слайд 9. Программа психолого-педагогической экспертизы образовательной среды, предложенная В. А. Ясвиным, который считает, что экспертиза может осуществляться как независимыми специалистами, так и «включенными экспертами» - администрацией, педагогами, родителями, а также учащимися. В качестве критериального показателя рассматривается наличие или отсутствие в среде условий и возможностей для развития активности ребенка и его личностной свободы.

4 типа образовательной среды по Я. Корчаку:

Догматическая - способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка;

Карьерная - способствующая развитию активности, но и зависимости ребенка; - «безмятежная образовательная среда», способствующая свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребенка;

Творческая - способствующая свободному развитию активного ребенка.

Ясвин выделяет параметры образовательной среды: широта образовательной среды - структурно-содержательная характеристика, показывающая, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду; интенсивность образовательной среды - структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления; осознаваемость образовательной среды - показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса; эмоциональность образовательной среды - характеризует соотношение в ней эмоциональных и рациональных компонентов. Очевидно, что определенная образовательная среда может быть как эмоционально насыщенной, яркой, так и эмоционально бедной, «сухой». На показатель эмоциональности образовательной среды может накладывать отпечаток профиль учебного заведения; доминантность образовательной среды - характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса; когерентность (согласованность) образовательной среды - показывает, является ли данная образовательная среда чем-то обособленным в среде обитания личности, или она тесно с ней связана, глубоко интегрирована в нее; социальная активность образовательной среды - показатель ее социально ориентированного созидательного потенциала; мобильность образовательной среды - способность к органичным эволюционным изменениям; устойчивость образовательной среды - характеризует ее стабильность во времени; обобщенность образовательной среды - характеризует степень координации всех субъектов образовательной среды. Высокая степень обобщенности образовательной среды какого-либо учебного заведения обеспечивается наличием четкой концепции деятельности этого учреждения.

Слайд 10. Гуманитарная экспертиза (Братченко, Сенько, Тубельский) - это экспертиза глубинная и личностно-ориентированная, так как в центре ее внимания находится человек как личность.

С. Л. Братченко вводит понятие «психолого-педагогической экспертизы », которая направлена на педагогическую реальность, определяется гуманистическими ценностями, ориентирами, принципами, средствами и методами изучения. Объекты гуманитарной экспертизы в образовании (ГЭО): 1. Учащиеся. 2. Преподаватели. 3. Учебно-воспитательный процесс. 4. Уклад жизни школы. 5. Среда и окружение.

Слайд 11. Психологическая безопасность образовательной среды выделяет две главные функции - защитную (отстаивание прав и интересов личности в соответствии с ключевыми гуманитарными критериями, требованиями психологии здоровья и т. п.) и развивающую (данная фиксация - не просто констатация, а выявление «отправной точки» развития психологических ресурсов образовательной среды службой сопровождения для всех ее участников).


Похожая информация.


Аннотация

В статье предложены модель и метод диагностики осознаваемости образовательной среды, выделены соответствующие критерии оценки. Известно, что осознаваемость образовательной среды - показатель сознательной включенности в неё всех субъектов образовательного процесса. С точки зрения авторов, при диагностике осознаваемости образовательной среды необходимо помнить, что она - неотъемлемая составляющая социальной системы более высокого порядка. В свою очередь, осознаваемость студентом образовательной среды - один из критериев его патриотизма; осознаваемость образовательной среды её субъектами во многом зависит от эффективности воспитательной работы в учебном заведении. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практики воспитательной работы в образовательных учреждениях, моделирование, методы квалиметрии, методы теории множеств и отношений. Методологические основы исследования: системный, социологический, квалиметрический и компетентностный подходы.

Ключевые слова: студенты, образовательная среда, осознаваемость, модель, критерии, диагностика.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p148-152

MODERN MODELS AND ASSESSMENT METHODS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT PERCEPTION

Valentin Sergeevich Matveev, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar; Lyubov Alexandrovna Matveeva, the senior laboratory worker, Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism; Valery Leonidovich Shaposhnikov, the candidate of physical and mathematical sciences, Krasnodar branch of Russian University of Cooperation, Krasnodar

Annotation

The article offers the model and assessment method for the educational environment perception, it reflects the adequate evaluation criterions. It is known, that the educational environment perception is parameter of the mental inclusion into it of all educational process subjects. According to the authors view, during the educational environment perception assessment it is necessary to remember that it is a compulsory component of the higher hierarchy level social system. However, the educational environment perception by the student is one of the most important criterions of his patriotism; also, the educational environment perception by its subjects is critically determined by the educational work efficiency in the educational establishment. The methods of investigation: the analysis of the scientific-methodical literature and practice of the educational work in the educational establishments, modeling, quality measurement methods, methods of sets and relations theory. The methodological foundations of the investigation: the system, sociological, quality measurement and competence oriented approaches.

Keywords: students, educational environment, mention, model, criterions, assessment.

ВВЕДЕНИЕ

Моделирование (в том числе и проектирование) и диагностика образовательных сред - одно из наиболее бурно развивающихся направлений педагогической науки . Действительно, образовательная среда - принципиально важный внешний (социально обусловленный) фактор личностно-профессионального развития обучающегося, точнее, совокупность возможностей для данного процесса. В настоящее время выделяют такие параметры образовательной среды, как модальность, широта, интенсивность, осознаваемость, когерентность, структурированность, обобщенность, эмоциональность, доминантность, устойчивость, мобильность, социальная активность, безопасность, зрелость и эффективность (отметим, что первые двенадцать параметров выделены ещё в 2000 году академиком Российской Академии Образования В.А. Ясвиным).

Вместе с тем, не в полной мере разработаны методы диагностики (особенно критерии оценки) большинства параметров образовательных сред; не составляет исключения и осознаваемость - сознательная включенность в неё (среду) всех субъектов образовательного процесса. Одна из причин - недостаточная разработанность моделей (особенно математических) образовательных сред. В то же время очевидно, что осознаваемость индивидом социальной среды (социума), к которой он принадлежит - один из аспектов его патриотизма, а образовательная среда также является социальной системой . Проблема исследования состоит в вопросе, каковы адекватные модели и критерии оценки осознаваемости образовательной среды? Цель исследования - разработка модели и метода диагностики осознаваемости образовательной среды.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Пусть W - множество порций информации, отражающих исторический опыт образовательной среды, R - множество связей между ними, тогда

Соответственно множество порций информации, имеющих критическое (принципиальное), важное и рекомендательное значение, n - число интервалов времени, релевантных историческому опыту образовательной среды, W i - множество порций информации, релевантных i -му периоду исторического опыта. Та же модель верна и для множества R. Например, порция информации "Московский университет - первый университет в России, основанный в 1755 году великим ученым М.В. Ломоносовым" - принципиально важная (если речь идет об МГУ имени М.В. Ломоносова). Во множество W также входит информация, отражающая связь образовательной среды со средами более высокого или низкого уровней иерархии. Например, информация "Факультет Х неизменно занимает лидирующие места в вузе Y по уровню научно-исследовательской деятельности" отражает связь между мезосредой факультета X и макросредой вуза Y.

Когнитивный коэффициент осознаваемости образовательной среды у обучающегося

Здесь: Р - мощность множества, w - множество порций информации об образовательной среде, которыми владеет обучающийся.

Вместе с тем, очевидно, что владение фактической информацией об образовательной среде - необходимое, но не достаточное условие её индивидуальной осознаваемости обучающимся. Помимо знания фактов, необходимо видеть причинно-следственные связи, адекватно их интерпретировать, иметь ценностное отношение к образовательной среде, видеть её взаимосвязь с иными социальными системами и т.д. Отметим также, что для обучающегося возможно оценивать осознаваемость им лишь конкретного уровня образовательной среды. Например, студент может на высоком уровне осознавать макросреду вуза, но очень слабо - микросреду кафедры или мезосреду факультета (или наоборот).

С точки зрения авторов, возможно выделить индивидов с очень низким (нулевым), низким, средним, выше среднего, высоким, очень высоким и высшим уровнями индивидуальной осознаваемости образовательной среды. При низком уровне имеет место наличие небольшого объема знаний об образовательной среде (ре. }