Гендерные аспекты полового воспитания. Фундаментальные исследования. Семейное и гендерное воспитание: гендерные особенности воспитания

Гендерное воспитание. Что это? Аналог полового воспитание, хорошо забытое старое дань моде к новым словам или создание вариативных моделей образования и новых форм обучения?

Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего физиологических особенностях полового развития ребёнка, т.е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы.

Половое воспитание - это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.

Одна из важнейших категорий – категория пола – биологическое деление людей на мужчин и женщин, в котором ребёнок впервые определяет себя как индивидуальность. На втором году жизни, ещё не выделяя себя из других людей и не называя, ребёнок уже знает мальчик он или девочка. На первых порах ребёнок умеет называть свой пол, но не более того. Почему это так – объяснить он не умеет. Пол понятие многогранное, рассматриваемое в науки с разных точек зрения: биологической, психологической, медицинской, педагогической и т.д. Обратите внимание, что на первом месте стоит биологический.

В психолого-педагогической литературе мы встречаем и понятие – «гендер» (gender).

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

«Гендер» и «пол» - понятия не тождественные. Термин «пол» делает акцент на биологических особенностях, «гендер» - на социокультурных, которых общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. То есть, в конечном счёте, не биологический пол, а социокультурные нормы определяют различия в психологических качествах, моделях поведения, видах деятельности, профессиях женщин и мужчин.

Вопросами гендерного воспитания и многочисленными исследованиями занимались наши соотечественники О.А. Воронина, Д.В.Еремеева, И.С.Кон, Д.В. Колесов, Т.П. Хризман,Т.А.Репина и др.

Модели образовательного пространства.

1. Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;

2. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе;

3. Построение соответствующей развивающей среды;

Реализация первого направления в ДОУ: знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения; изучение литературы по теме: «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста».

Реализация второго направления: пропаганда педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к участию в педагогическом процессе.

Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью проводятся различные формы работы с родителями: консультации, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному», «Мир движений мальчиков и девочек» «Как и во что, играют мальчики и девочки» и др.

Реализация третьего направления: построение соответствующей развивающей среды

Реализация программы «Детство» требует организации в ДОУ своеобразной материальной развивающей среды. Образовательную среду в детском саду создаём с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируем её таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно - ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах детского сада должны быть созданы условия для игр «Пожарные», «Моряки», «Военные», «Рыцари» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок», со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские.

Говоря об актуальности гендерного воспитания, воспитателям и родителям рекомендуется использовать такие методы и приемы в гендерном воспитании дошкольника как игры по гендерному воспитанию:

· Сюжетно – ролевые игры.

· Беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы

· Проблемные ситуации с этическим содержанием

· Изготовление подарков для мам, пап, сверстников

· Дидактические игры: «Кто чем любит заниматься?, «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «Кем быть?» , «Одень мальчика, одень девочку».

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:

На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

На достаточность и полноту материала для игр.

Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.


Воспитание дошкольников в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы. В обществе смешались половые роли мужчин и женщин. Это связано и с физическим проявлением этого смешения.

Термин "гендер" был введен в науку с целью разграничения биологической и социальной характеристик пола (в переводе с английского gender - "род").

Понятие "гендер" отражает социально обусловленную природу мужского и женского и акцентирует внимание на том, что социальные различия мужчин и женщин не всегда являются естественным продолжением биологических различий, а обусловлены влиянием социальных факторов.

Обобщая понятия, предлагаемые различными авторами, можно обозначить гендер как социальный пол, полоролевые отношения как продукт культуры; социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

По мнению Л.В. Градусовой, у детей половые (гендерные) роли существуют не в готовом, свойственном взрослым виде, а формируются в ходе социализации. Как показывает опыт, педагогика, не учитывающая психологических особенностей мальчиков и девочек, неспособна эффективно решать задачи полоролевой социализации подрастающего поколения, подготовки к выполнению половых социальных ролей.

Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

Время неумолимо и требования к женщине в современном обществе тоже изменились. Изначально уже даже девочке должны быть присущи проявления не только мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим, то есть традиционно женских качеств, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. A для мальчиков также сильно стали важны такие качества, помимо традиционно мужских (сила, выносливость, храбрость), как терпение, возможность оказать посильную помощь, заботу, отзывчивость.

Как мы отмечали выше, в давние времена полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно: девочки большую часть проводили с матерью, а воспитание мальчиков с трех лет руководил отец. Дети видели своих родителей, общались с ними, и у них в результате формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин в данной семье. И, если это мальчик, то он являлся воплощением воли, силы, выносливости.

Главное отличие полоролевого воспитания от гендерного заключается в том, что, к примеру, не всегда все мальчики могут быть сильными, смелыми, ловкими, умелыми, и поэтому в результате слабые физически и очень ранимые мальчики могут подвергаться травмирующему воздействию и у них формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. Девочки не всегда могут быть только домохозяйками, хранительницами очага. С давних времен именно так, естественным путем осуществлялось полоролевое воспитание. Потребность в осуществлении гендерного подхода к воспитанию нравственности у дошкольников в настоящее время огромна, современное общество выдвигает более широкие требования к мужчинам и женщинам, исключая возможность того, чтобы они располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным. А женщины умели проявить себя, найти работу, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность и мягкость.

Целью такого подхода в педагогике является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации. Этим и отличается полоролевое воспитание от гендерного.

Таким образом, на основании вышеизложенного материала на первый план в нравственном воспитании дошкольников выходит реализация гендерного подхода.

Особенности развития мальчиков и девочек определяют и их восприятие материала, образцов поведения, скорость и глубину усвоения морально-этических норм. Поэтому и воспитывать, и обучать их нужно по-разному.

Понятие "гендерное воспитание", конечно же, знакомо Вам, дорогие наши читатели. Еще со времен и пережитков советской эпохи принято четко разграничивать правила воспитания девочки от правил воспитания мальчика.

Семейное и гендерное воспитание: гендерные особенности воспитания.

Гендерное воспитание есть ни что иное, как воспитание ребенка по правилам, которые учитывает его пол, или, говоря другим словами - гендерная принадлежность.

На протяжении многих столетий детей воспитывали именно с учетом их половой идентификации и принадлежности. В последние десятилетия юансы воспитания детей в вопросах половой принадлежности были несколько искажены. Техническая революция и современные инновации с одной стороны, а также феминизм и различные течения несколько размыли границы гендерных различий в самых различных сферах: поведение, образ жизни, одежда, профессиональная деятельность, а также семейное распределение ролей.

Нарушения гендерного воспитания. Гендерные различия в воспитании

Психологи и психотерапевты все масштабнее оглашают информацию на предмет того, что нарушения в процессе гендерного воспитания несут с собой порой тяжелые последствия - как физиологического характера, так и психологической направленности.

Маскулинные женщины порой строят успешную карьеру, но расплачиваются за это одиночеством и проблемами в социальном взаимодействии, страдают гинекологическими расстройствами и неврозами. Фемининные же мужчины (мужчины с женским поведением) не авторитетны, не успешны, страдают нервными заболеваниями, болезнями ЖКТ и сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также мнительны и часто имеют проблемы с общением.


Воспитание гендерной идентичности. Методика гендерного воспитания

Формирование половой идентичности начинается у детей в возрасте 2х лет. Именно в это время малыш начинает понимать, что существует 2 различных пола, и начинает идентифицировать себя соответственно своему полу. Вместе с этим дети разбираются в особенностях отличия девочек от мальчиков в плане моделей поведения и интересов.

3 года - период, гогда ребенок четко различает, что мальчики играют с машинками, а девочки носят бантики и играют в куклы. Но четко позиционировать себя и идентифицировать себя они смогут исключительно в дошкольном возрасте. Именно по этой причине так важна роль воспитания гендерной идентичности ребенка в детском саду. Если ребенок не ходит в детский сад, ответственность за это ложится на его родителей.

Зачем нужно гендерное воспитание? Планирование гендерного воспитания

Целенаправленное гендерное воспитание и воспитание гендерной идентичности весомо влияет на развитие ребенка. Это позволит развить в ребенке те качества и черты личности, которые помогут стать ему успешным в обществе, с учетом принадлежности к определенной социальной роли, соответсвующей его полу.

Но это совсем не исключает прививание мальчикам и девочкам навыков и знаний, свойственных противоположному полу: разнообразие навыков поспособствует развитию наилучших результатов в будущем. Роль родителей в данное аспекте - помочь ребенку открыть и познать всю широту возможностей нашего мира и успешно реализоваться в нем, учитывая гендерные особенности, приобретенные и врожденные способности, индивидуальные черты и потребности.

Гендерное воспитание в семье: консультация для родителей

Если у Вас возникли проблемы с воспитанием ребенка, ваш малыш ведя несвойственно своему полу, или же у Вас возникли вопросы, касаемые гендерного воспитания ребенка или полового воспитания ребенка - запишитесь на консультацию к психологу или психотерапевту нашего Центра в любое удобное для Вас время.

Половое воспитание, система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодёжи разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни. Задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи. Полноценное половое воспитание предусматривает его начало задолго до вступления детей в период полового созревания. Условно процесс полового воспитания можно разделить на несколько этапов. Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенические навыки и правила поведения. Важное значение имеет закаливание организма ребёнка, так как правильное половое развитие тесно связано с общефизическим. Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью. В дошкольном возрасте у детей постепенно формируется сознание принадлежности к определённому полу и как следствие естественного процесса познания окружающего мира появляются зачатки интереса к вопросам пола.

Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формировании их личности почти неизбежны отклонения, что создаст для них серьезные препятствия в жизни. О. П. Нагель разработала модель компетентности воспитателя по реализации гендерного подхода в воспитании дошкольников:

Теоретическая компетентность: знание педагогом различий в психологическом статусе мальчиков и девочек, динамики полоролевого развития ребенка в дошкольном детстве; знание форм и методов формирования начал мужественности и женственности у дошкольников.

Диагностическая компетентность: готовность применять диагностические методы исследования процесса полоролевой социализации.

Личностная компетентность: понимание собственных личностных качеств, гендерных стереотипов, идентичности, реализуемых гендерных ролей; самопознание личностных особенностей.

Технологическая компетентность: готовность педагога применить гендерный подход при организации основных видов деятельности дошкольников.

Реализовать гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников позволяют умения:

· диагностировать уровень полоролевого развития дошкольников;

· осуществлять моделирование предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей;

· анализировать существующие образовательные программы и технологии с точки зрения гендерного подхода;

· разрабатывать методическое и дидактическое обеспечение процесса полоролевого воспитания (конспекты занятий, сценарии развлечений, дидактические игры);

Половой инстинкт - самый могущественный. Там, где он иссякает, по выражению Л.С. Выготского, жизнь гаснет. Это могущественный источник психических импульсов, страданий, наслаждений, желаний, болей и радостей.

Проблема полового воспитания решалась всегда по-разному, в зависимости от уровня развития общественного сознания. Устранение полового воспитания из общей системы есть худший из выходов.

Уже в грудном возрасте мы встречаемся с детской сексуальностью и различными нормальными и патологическими ее проявлениями. Но сексуальные переживания детей не равны сексуальным переживаниям взрослых.

В детстве мы имеем дело с широко разлитым эротизмом, не связанным с работой специальных органов, не локализированным в строго ограниченных местах, но возбуждаемым отправлением самых различных органов и связанным, главным образом, со слизистыми оболочками тела.

Далее характер этого эротизма принимает формы аутоэротизма, направленного на самого себя и психологически нормального нарциссизма, когда эротические возбуждения исходят из собственного тела и находят свое разрешение в нем.

В следующей фазе детский эротизм принимает новые формы: он бывает направлен на ближайших лиц, с которыми ребенок связан, и входит сложным компонентом в эти отношения. В пору полового созревания сложнее: пробудившиеся влечения не могут найти себе выхода и удовлетворения и вызывают бурное смутное состояние психики. Здесь половое чувство принимает характер конфликта, благополучный исход которого возможен только тогда, когда произойдет нужная сублимация, по нужным каналам.

Половой инстинкт требует таких приспособлений к социальной структуре жизни, которые бы не шли вразрез с установленными формами. Половой инстинкт направлен на особь противоположного пола. Отличие, которое вносит культура - избирательный, личный его характер у человека. (Ромео и Джульетта не могут пережить смерти друг друга, хотя в городе есть много красивых юношей и девушек).

Юношеская любовь, по большому счету, есть единственное средство очеловечивания полового инстинкта. Она ограничивает инстинкт в одном направлении и создает исключительные отношения с кем-нибудь одним.

Задача воспитания - победить слепоту инстинкта, ввести его в общую сферу сознания и связать со всем прочим поведением человека. Собственно половое воспитание заключается в том, чтобы данный инстинкт мог питать творчество и чтобы человек умел устанавливать отношения любви, дружбы, привязанности, мог создать свою семью и воспитывать своих детей.

Под психосексуальным развитием ребенка, в данном случае, мы понимаем развитие его эмоций, влечений и способности получать удовольствие от функционирования собственного тела.

Хотя в настоящее время все большее распространение получает точка зрения, что психосексуальное развитие ребенка начинается еще до рождения, в утробе матери (см. подробно С. Фанти. Микропсихоанализ. М.,1993; М. Марконе. Девятимесячный сон. М.,19(3)), мы рассматриваем основные стадии психосексуального развития, начиная с рождения.

1. Оральная стадия . Основной зоной тела, которая в этот момент является ответственной за получение удовольствия, является зона рта. На оральной стадии все потребности ребенка удовлетворяются матерью.

Уже в грудном возрасте дети, исследуя собственное тело, часто играют со своим гениталиями. Это совершенно естественное явление для грудного ребенка, и, более того, оно вносит положительный вклад в его эмоциональное развитие. Именно игра с собственным телом дает ребенку опыт, что он может доставить себе удовольствие и сам, без помощи взрослого, что закладывает основу для чувства личной автономии в будущем.

Анна Фрейд показала, что определенное количество аутоэротической стимуляции совершенно необходимо ребенку для его нормального развития. Поэтому никакие запреты родителей в этом отношении неуместны. Стремление родителей пресечь игру со своими гениталиями у грудного младенца может послужить впоследствии источником формирования пассивности, чрезмерной зависимости, интеллектуальных и сексуальных нарушений.

На этой стадии ребенок еще не отделяет себя психологически от матери, а свое тело - от ее тела. Дефицит тактильного (телесного) контакта с матерью на этой стадии приводит к серьезным нарушениям сексуального поведения не только у человека, но и у приматов, как показано в многочисленных экспериментах.

Особую опасность для будущего сексуального развития человека представляет ситуация, когда на оральной стадии младенец находится большую часть времени не просто в изоляции и в отрыве от матери, а в обстановке, где приближение взрослого означает не столько обещание удовольствий, сколько гарантию болезненных процедур, как, например, в больнице.

У такого человека может надолго сохраниться неосознаваемый страх перед телесным контактом с другими людьми и могут возникнуть серьезные сексуальные нарушения. Поэтому пребывание ребенка грудного возраста в стационаре во всех случаях должно быть организовано как совместное с матерью.

На оральной стадии, если ребенок был резко и грубо отнят от груди, то у него может сформироваться фиксация постоянного возвращения к «оральным удовольствиям» в форме желания постоянно что-нибудь жевать, «заедать» чувство одиночества и т.д. И наоборот, если удовольствия, испытанные ребенком на предшествующей стадии развития, оказались намного более сильными, чем обещает последующая стадия, то у человека может возникнуть бессознательное стремление постоянно возвращаться к уже проверенным способам удовлетворения витальных потребностей.

В этом случае принято говорить о регрессии, как о возврате к более раннему, инфантильному способу удовлетворения влечений.

Как отмечает А.Фрейд, развитие ребенка протекает неравномерно и определенное количество регрессий необходимо для нормального развития, т.к. «дает передышку», «легкий» способ получения положительных эмоций и снижает чувство тревоги.

Основным результатом оральной стадии психосексуального развития является открытие ребенком Другого, способность получать удовлетворение от эмоционального контакта с матерью и готовность испытывать радость от телесного контакта. Чувство базисного доверия (или недоверия) к другому человеку, означающего для ребенка на данной стадии весь мир в целом, определит на долгие годы, как будут складываться его эмоциональные контакты с другими людьми.

2. Анальная стадия . На ней «внимание» ребенка смещается с зоны рта на область сфинктера, которым в это время ребенка обучают управлять в ходе обучения навыкам опрятности. Именно от эффективности овладения этими навыками на этой стадии зависит эмоциональное благополучие ребенка.

В этот момент ребенок сталкивается с первой в своей жизни социальной нормой и от того, насколько успешным окажется данный период, во многом будет определяться его отношение к социальным нормам вообще.

Напомним, что нет никакой биологической потребности, которая заставила бы ребенка стремиться произвольно регулировать акты мочеиспускания и дефекации. Овладение этим навыком определяется исключительно психологическими потребностями в сохранении любви матери, стремлении к поощрению и избеганию наказаний.

Эмоциональное отношение к матери на этой стадии характеризуется амбивалентностью: одновременным сосуществованием любви и ненависти, агрессивности и потребности в близости. В это время ребенок часто становится упрямым, с изрядной долей негативизма, на все говорит «нет», совершает агрессивные действия в адрес матери (пытается ее укусить, толкнуть, ударить). Это связано с тем, что ребенок как бы проверяет чувства мамы «на прочность» - любит ли она его по-прежнему или нет.

Потребность сохранить любовь матери является стимулом к обучению новому навыку. Очевидно, что ребенку важно быть постоянно убежденным в наличии этой любви. И, наоборот, если почему-либо ребенок решит, что мама его уже его не любит, тогда стимулом к освоению навыка опрятности окажется только страх.

Такая бессознательная установка определяет поведение тех детей, которых ничему нельзя научить кроме как через угрозу. Это происходит в тех случаях, когда мать слишком «серьезно» реагирует на агрессию ребенка в свой адрес (например, обижается и долго не разговаривает с ним). Наилучшим способом будет перевод деструктивных тенденций ребенка в игровую деятельность (игры типа «построить и разрушить») и объяснение ему, что наносить вред людям и другим живым существам нельзя.

Адекватными играми на этой стадии являются игры с водой, песком, наливанием - выливанием и рисование. Чрезмерный страх ребенка на этой стадии «быть грязным», что-нибудь испачкать, может выступить бессознательным барьером впоследствии - при обучении письму, например.

Иногда, родители, сами испытавшие травмирующий опыт на анальной стадии, прививают ребенку чрезмерное чувство беспокойства по поводу навыков опрятности, воспитывают его в обстановке излишнего педантизма. Таким детям в будущем угрожает опасность невроза навязчивых состояний.

Основным психологическим механизмом управления ребенком на этой стадии является возбуждение у него чувства стыда, как ощущения собственной неадекватности внешним нормам и требованиям. Люди, не очень благополучно прошедшие этот этап, на долгие годы сохраняют ощущение «неприличности» всего, что связано с их телом, что затрудняет для них в дальнейшем нормальную сексуальную жизнь.

Другим негативным последствием может быть тенденция к отреагированию агрессивных импульсов взрослым человеком в адрес наиболее эмоционально значимого лица: как только отношения с партнером становятся достаточно серьезными, глубокими и близкими, он импульсивно, как бы против своей воли, делает что-то оскорбляющее, обижающее или унижающее партнера, в результате чего отношения рвутся. Так, подобные люди теряют самых дорогих и значимых людей. Они тяжело переживают это, но самостоятельно изменить свое поведение не могут. Причем, такое «отвергающее» поведение у них никогда не встречается по отношению к эмоционально нейтральным или неприятным лицам.

Очевидно, такие люди были в детстве чрезмерно жестко наказаны за попытку агрессивной реакции в адрес матери. Впоследствии, они пытаются бессознательно доиграть эту ситуацию до благополучного конца и убедиться, что их любят несмотря ни на что. Такое подтверждение любви достигается чрезмерной агрессией в адрес партнера, привязанность к которому сравнима по силе с эмоциональной привязанностью к матери в раннем детском возрасте.

Итог анальной стадии развития - это овладение ребенком своими агрессивными импульсами и решение проблемы собственных амбивалентных переживаний.

В ходе столкновения с первыми нормами и запретами у ребенка может обостриться интерес к собственным гениталиям как регрессивная реакция, гарантирующая положительные переживания. Путь устрашений опасен и бесперспективен. Явная «отвлекающая» активность родителей тоже не годится, т.к. создает у ребенка чувство вины, «порочности» всего, что связано с телом, и представление о самоудовлетворении как о чем-то плохом. Самое лучшее в этом случае, деликатно не замечать, но дать понять ребенку, что трогать свои гениталии в присутствии других детей или взрослых неприлично или некрасиво. Критерий «некрасиво» для ребенка абсолютно понятен, доступен и к тому же безопасен в плане нормального развития сексуальности.

В 3-4 года, когда ребенок уже стесняется появляться обнаженным при посторонних, он должен хорошо освоить эту норму. Тем самым родители как бы дают ребенку неявное разрешение получать самоудовлетворение в одиночестве. При таких условиях ранний детский онанизм проходит сам собой по мере расширения возможностей ребенка получать разнообразные удовольствия от жизни, не прибегая к помощи взрослых. Исчезновение онанизма на этой стадии происходит потому, что в нем отпадает психологическая потребность, а физиологическая еще не возникла.

Неблагополучно пройденная анальная стадия может оставить след в развитии личности в форме бессознательных садомазохистских установок, тенденций навязчиво проигрывать в жизни роль постоянной жертвы или преследователя. Садист, стремясь пережить силу и могущество и оказавшись бессильным перед преодолением родительского запрета на секс, замещает его запретом на жестокость, который он преодолеть может. Он как бы проверяет то, что не успел проверить в детстве - до какого предела можно дойти, не оказавшись брошенным. Мазохисту же нужно наказывать себя болью, чтобы снизить свое детское, бессознательное чувство вины за свою агрессивность к матери. Боль носит не обязательно физический, но и психологический характер. Некоторые люди измеряют глубину своих чувств к партнеру мерой страданий, которые они ради него вынесли.

Таким образом, если садист проверяет на «прочность» своего партнера, то мазохист - самого себя, что он готов вынести ради любви. Обоим нужны сверхсильные доказательства. Истинная же, зрелая эротика двух любящих людей, как правило, не замутнена подобными чувствами, разве что в игровой форме.

3. Эдипова стадия . На этой стадии у детей возникает интерес к различиям полов, своему происхождению, сексуальным отношениям родителей, других взрослых. С этим, в частности, связаны попытки подглядывания за обнаженными взрослыми. Одновременно обостряется интерес к атрибутике своего тела. Ребенок в этот период начинает сознавать, что люди разного пола выполняют различные функции в семье и за ее пределами и пользуются разной одеждой и разными предметами. В освоении собственной психосексуальной роли ребенку помогают ролевые игры (в «войну», «дочки-матери» и др.).

На этой стадии чувства к родителям обоего пола носят амбивалентный характер: родитель своего пола воспринимается и как пример для подражания, и как конкурент за внимание родителя противоположного пола. Столь же противоречивые чувства направлены и на родителя противоположного пола. Стремясь разрешить эти противоречия, ребенок при нормальных условиях развития, подражая поведению людей одного с ним пола, осваивает культурно одобряемые образцы полоролевого поведения.

Этот процесс происходит и в том случае, если у ребенка отсутствует кто-либо из родителей. В этом возрасте ребенок в любом случае обнаружит, что внимание матери не принадлежит ему целиком. В неполной семье ребенок усваивает нормы полоролевого поведения, наблюдая жизнь за пределами семьи.

Если родители не дискредитируют в глазах ребенка его пол, то ребенок с радостью включается в игры, дающие ему новое чувство взрослости, в которых он имитирует действия взрослых своего пола. Ошибку допускают родители, считающие такие игры «несерьезными» и пытающиеся заменить их чем-то более, на их взгляд, полезным, например, чтением. Не испытав на эдиповой фазе чувство гордости от принадлежности к своему полу, ребенок может вырасти робким и неуверенным в себе.

В этот период ребенок стремится активно вмешиваться в отношения родителей, пытается их разлучить, когда они увлечены друг другом. Если родители решительно закроют двери спальни, то ребенок к 6 годам справится с собой и романтические чувства уйдут на «глубину» до периода полового созревания.

Когда ребенка «исключают» из интимных отношений между родителями и он терпит здесь «поражение», то это, как ни странно, дает ему чувство безопасности, а в дальнейшем - умение отдалиться от родителей. Если же родители уступают, то у ребенка может возникнуть страх, что брак не прочен и в дальнейшем могут развиваться тревожность, боязнь успеха, плохое отношение к сексу и личное неблагополучие.

Другая отличительная черта этого периода - возникновение эротически окрашенных игр между детьми разного пола. Подглядывания, хихиканья, игры «с раздеванием» (в «семью», «доктора» и т.п.) свидетельствуют о том, что дети этого возраста уже достаточно хорошо осведомлены о том, какие части тела считаются интимными и что их следует скрывать от людей противоположного пола и от глаз посторонних. Эта норма социальной жизни вызывает на первых порах у детей чувство протеста. Отреагировать его они и стремятся в игре.

Эротические игры на данном этапе совершенно нормальное явление. Но это не значит, что воспитатель должен делать вид, что ничего не происходит. Нельзя стыдить, наказывать, выставлять на посмешище за такие игры, но если вы стали свидетелем такой игры, то надо недвусмысленно ее прекратить. Необходимо сформировать у детей представление о неуместности таких игр при посторонних.

Если вы стали свидетелем детской мастурбации, не носящей невротически-навязчивого характера, здесь лучше деликатно не замечать происходящего. В этом случае ребенок реализует свое право на получение удовольствия, не обращаясь к посторонним лицам.

Эротическая игра - это межличностная ситуация, и в ней действуют социальные нормы, знанию которых ребенка должен обучить взрослый. Для маленького ребенка это ощущение взрослости дается именно умением и способностью соблюдать ограничения, разделяемые миром взрослых.

На эдиповой стадии часто разрушаются навыки, сформированные на предыдущей стадии. Например, возникает проблема энуреза.

Энурез - это невротический симптом, который может вторично вызывать у ребенка чувство постоянной неловкости и стыда за свое тело. Дети, страдающие этим симптомом, снова оказываются сильно привязанными к матери, опасаясь насмешек сверстников.

Символический смысл энуреза состоит в бессознательном призыве к матери, поиске гарантий ее прихода ночью. Такие дети часто имеют слишком глубокий, «мертвый» сон, не просыпаясь даже после мочеиспускания.

Общие рекомендации состоят в том, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно получить некоторые удовольствия от пробуждения ночью, без обращения к матери. Прежде всего - это самостоятельное управление светом: у такого ребенка в пределах его досягаемости должно быть местное освещение. Рядом с постелью должны быть некоторые любимые игрушки, книжки, фрукты или сок. Важно переключить ребенка с бессознательного призыва к матери на сознательное получение собственных удовольствий, замещающих этот призыв. Тогда момент пробуждения ночью будет положительно подкреплен, и своевременное опорожнение мочевого пузыря перестанет быть проблемой. В силу указанных причин бесполезно пытаться вечером жестко контролировать потребление ребенком жидкости.

Таким образом, итогом эдиповой стадии является не только присвоение ребенком психосексуальной идентичности посредством ролевой игры, но и формирование инфантильной «концепции» о различиях и взаимоотношениях полов, что создает предпосылки для перехода на следующую стадию развития.

4. Латентная стадия . Ее начало обычно совпадает с началом школьного обучения в большинстве стран мира. Это становится возможным потому, что у ребенка появляются предметные интересы за пределами родительского «треугольника». Появляется желание побольше узнать о мире вне семьи. Поэтому интенсивность интереса ребенка к сексуальным проблемам в этот период снижается, поэтому стадия и называется «латентной». Это период расширения социальной компетентности ребенка, его знания о мире природы и человеческой культуры.

5. Пубертатная стадия совпадает с наступлением половой зрелости. Вновь оживающие влечения снова стимулируют интерес к проблеме пола, но уже на новом уровне.

Основная задача этой стадии - рождение у подростка эмоциональной эмансипации от родителей через обретение объекта «первой любви». Конечно, эта задача в данный период не может быть решена полностью. Важно, чтобы подросток ощутил в себе способность полюбить кого-то за пределами семьи.

Если в ранней юности человек легко отказывается от объекта первой любви, предпочитая ценности детско-родительских отношений или отношений со сверстниками своего пола, то вне зависимости от уровня его физиологической зрелости можно говорить о задержке психосексуального развития. Ход и темп психосексуального развития невозможно контролировать извне. Встречаются гиперсексуальные подростки, с рано и сильно выраженным влечением, подростки с умеренно выраженным, достаточно хорошо контролируемым влечением, и асексуальные подростки, проявляющие больше детских форм поведения и интересов. Те подростки, которые «просыпаются» раньше и быстрее формируются в ходе пубертата (полового созревания), оказываются в более «выигрышном» положении, т.к. среди сверстников им проще обрести желаемый статус и признание, потому, что они больше других похожи на взрослых. А «недозревшим» приходится искать дополнительные способы и средства, чтобы утвердиться среди «своих» же. Такая ситуация может приводить к высокой тревожности, агрессивности, нарушениям поведения, снижению или даже искажению самооценки, замкнутости и другим проблемам.

В ходе полового воспитания как части общего воспитательного процесса важно донести до сознания ребенка основной смысл сексуальности, который заключается в соединении с новой в жизни человека силой. Той, которая, с одной стороны, освобождает его от узкого круга детско-родительских зависимостей, а, с другой, позволяет установить новую зависимость - от того человека, с которым предстоит вместе двигаться по пути личностного роста. В этом, в частности, состоит смысл брака как социального института.

Уже считается доказанным факт, что сексуальная удовлетворенность и психическое благополучие взрослого человека во многом зависят от морально-психологической атмосферы раннего детства: доверительных отношений с родителями, матерью, терпимое отношение к наготе, отсутствие жестких запретов, готовность родителей обсуждать различные проблемы детей и т. п.

Половое воспитание - это, прежде всего, дело родителей. Родители учат не словом, а примером. Как правило, все в семье чувствуют, что с сексом надо быть осторожными. Секс - это причина причин, в результате которой новая жизнь появляется, которая толкает детей расти и обретать независимость. Для родителей горькая радость увидеть детей взрослыми, осознать их привлекательность. Дети же сознают, что никогда не будут так близки с родителями, как родители друг с другом. Затем, когда-либо, надо будет расстаться (Р. Скиннер). Поэтому очень тяжело вести разговоры о сексе в своей семье.

Дать толчок детям к зрелости - это необходимость «верной величины» сексуального напряжения между родителями и детьми: не должно быть ни фригидности, ни инцеста. Когда родители меняются ролями (в быту, например) или роли унифицируются, это запутывает ребенка, т.к. он должен видеть, что родители разные и делают разное дело.

Очень важный период - эдипова стадия психосексуального развития. Здесь мальчик должен как бы перейти через символический мост от матери к отцу (примерно, к 2,5 годам), и необходимо встречное желание отца принять его в мужскую компанию. Девочке же отец помогает стать более независимой от матери. Если же девочка по каким-либо причинам (например, «холодная» мать и «теплый» или же вызывающий восхищение отец) переходит через «мост» к отцу, то это может закончиться транссексуализмом. Трудности психосексуальной идентификации у девочек возможны и в тех случаях, когда отца нет или же у него не сложились отношения с матерью. В этой ситуации девочка может в большей мере развивать мужские качества, т.к. когда она их проявляет, то символически «замещает» матери мужское присутствие, и мать «успокаивается» (т.е. становиться менее раздраженной, тревожной и напряженной), что, в свою очередь, закрепляет в девочке «мужское» начало. У мальчиков же транссексуализм возможен, если мать не позаботилась вовремя отделить от себя ребенка (например, когда мать властная или чрезмерно тревожная, а отец полный «ноль» в семье, или чрезмерно строгий, или просто не любящий мальчика) или же, вообще полностью игнорировала пол ребенка (такое бывает в ситуациях, когда мать жестко программирует себя на обладание ребенком строго определенного пола).

Использование метафоры символического «моста» помогает понять страх мужчины перед властью женщины, т.е. боязни вернуться через «мост» и что не будет сил вновь его преодолеть. Мужчина при нормальном развитии может поиграть в «младенца», чтобы потом снова вернуться в «мужчины». Но если он не способен признать потребность в ласке, то в женщине видит угрозу. Если «переход» через символический мост у мальчика был сопряжен с какими либо трудностями, то из такого мальчика может вырасти мужчина, который либо боится и чурается женского общества, либо маскирует свой страх пренебрежительным, а то и агрессивно-жестоким обращением со «слабым» полом.

Те, кто растянулся по всему мосту, скорее попадают в лагерь гомосексуалистов. Женский гомосексуализм возникает, когда матери собственницы, а от отца «мало толку», или «отец-неудачник», «дальний родственник», или грубый, не способный любить. Мужчины гомосексуалисты остаются на «мосту», страшась матери, но так и не подружившись с отцом: больше материнских пут страшит мужская ревность отца к сыну. Так и остаются на мосту, стремясь к отцу, но не обернувшись к матери, не испытав к ней влечения, упустят свою женщину из жизни.

Итак, в норме на материнском берегу чуть поодаль от матери «женственные» девочки, на отцовском - «мужественные» мальчики. Напомним, что все, о чем мы сейчас упомянули, - лишь один из способов объяснения и понимания того, как происходит у человека отождествление со своим полом.

В период эдиповой стадии лучшее - это родительское «чрезвычайное» положение, которое проявляется в следующем:

    во-первых, заботиться о ребенке, не отходя от него;

    во-вторых, родительское взаимное расположение;

    в-третьих, заботливой и любящей рукой закрыть в свою спальню дверь для ребенка. В противном случае, если ребенок не испытал поражения в этом смысле, в дальнейшем он будет бессознательно пытаться заглушить «зов пола», что может выразиться во фригидности или импотенции, психологической в том числе. Так же его будет страшить все, принимаемое за успех, т.к. он влечет за собой катастрофу. Возвращаясь на стадию этого любовного треугольника, такой человек будет соперничать с кем-то одного с ним пола за обладание кем-то другого пола. Этим можно объяснить поведение мужчин и женщин, которых тянет к замужним, но которые рвут связь, когда возникает что-то большее. Таким образом они ограждают себя от полноценных отношений.

После того, как «мост» перейден, возникают романтические отношения между родителями и детьми противоположного пола. Флирт родителей с детьми не опасен. Подробности того, что родители делают в спальне, детей не касается, но им важно знать, что родители приносят друг другу радость.

В пубертатный период взрослеющий ребенок осознает свою сексуальную привлекательность и привлекательность своих родителей. Подросткам важно «испытывать» свои сексуальные возможности. В этом смысле родители - лучшая мишень. Например, девочка флиртует с отцом, как бы пробует свои силы на нем, чтобы в дальнейшем, применить их на настоящем объекте. Для родителей в этот период главное - двигаться своей дорогой. Эта задача упрощается, если у них хорошие супружеские отношения.

Следует отметить, что для подростков характерны так называемые «грязные» разговоры о сексе и разглядывание «грязных» картинок. Психологически - это снятие эмоционального напряжения от сексуального возбуждения, которое еще не может быть удовлетворено естественным образом. С психологической точки зрения скорее настораживают подростки, которые не ведут подобных разговоров.

В юношеском возрасте, когда достигается физическая зрелость, ограничение полового инстинкта возможно приданием ему личностно-ориентированного характера, чему и служит юношеская романтическая любовь к лицу противоположного пола.

О роли отца. При его отсутствии больше проблем в психосексуальном развитии бывает у мальчиков. Для отца важнее не сколько он времени остается «на сцене», а что он делает в свой выход. Если отец будет вести себя как «образцовый мужчина», то в действительности, он не воспитает настоящего мужчину. Только отцы твердые, но любящие, участливые, разделяющие заботу о детях, растят «надежных» мужей и «верных» жен.

В вопросе о необходимости «добрачного» сексуального и чувственного опыта, единого мнения и «правильного» на все случаи жизни, нет. Например, Р.Скиннер, один из ведущих зарубежных психологов, придерживается того мнения, что этот опыт необходим, т.к. человек в этом случае набирается ума, что нелегко найти партнера и строить с ним полноценные отношения. А те, кто ничего не изведал, ждут от брака невозможного. Эта точка зрения не является окончательной, и пусть каждый молодой человек и молодая девушка сами для себя его решат в соответствии со своими желаниями, устремлениями и ценностями.

В вопросах полового воспитания родителей необходимо предостеречь от крайностей:

    1) чем больше запретов и чем больше подавляется «запретная» сила, тем сокрушительнее будет она прорвавшись;

    2) следует избегать крайностей в разговорах о сексе: когда родители сыплют фактами, преодолевая неловкость, но умалчивают о чувствах, а чувства - это главное.

Как отвечать на острые вопросы детей:

    Нужно доброжелательно расспросить ребенка о том, что он уже знает по этому вопросу, а затем, если нужно, поправить и расширить его представления;

    Объяснения должны быть ясными и понятными, без иносказаний и подмены примерами из жизни животных и растений;

    Говорить правду на доступном пониманию уровне, содержание ответа должно быть интересно ребенку.

Желательно, чтобы до поступления в школу, ребенок уже получил информацию о различии полов и продолжении рода от родителей или воспитателей.

Проблема первого сексуального контакта очень деликатный вопрос, хотя современная молодежь решает его намного проще, чем их родители.

Говоря о первой близости, как правило, все концентрируется на страхах, ее сопровождающих. Для юношей больше характерны страхи, что ничего не получится, поэтому они больше сконцентрированы на технике, а не на партнерше. У девушек отмечается общая тревожность («что же будет?»), сопровождаемая страхом боли, предвидением унижения и порицания и т.п. страхами.

В качестве основных проблем первой близости можно отметить следующие:

    1) проблема психологической готовности к половому контакту, наличия эмоциональной основы, интимности чувств;

    2) проблема «безопасности» от возможных инфекций (что особенно актуально в эпоху «разгула» вируса СПИД) и от нежелательной беременности, что подразумевает информирование о современных средствах контрацепции.

Хочется отметить, что в решении данной проблемы огромное, если не решающее значение имеет просветительская работа, проводимая родителями, учителями и воспитателями.

Ребенок, как мы уже отмечали, осваивает свою психосексуальную роль в различных ролевых играх. Не сформировавший адекватные полоролевые представления ребенок неизбежно столкнется с трудностями общения со сверстниками как своего, так и противоположного пола и постепенно начнет испытывать неуверенность в себе.

Среди педагогов часто возникают дискуссии о целесообразности военных игрушек и военных игр для мальчиков и игрушек типа «куклы Барби» для девочек. Это связано с опасениями, что мальчики, например, могут вырасти «милитаристами» и разовьют в себе жестокость. В одном городе однажды устроили такую акцию: детей пригласили на центральную городскую площадь на детский праздник, где они должны были бросать в общий костер военные игрушки, а взамен им дарили мягкие игрушки.

С психологической точки зрения дети получили сомнительный урок: отказавшись от игрушек, символизирующих романтическое отношение к мужеству и героизму (ведь для ребенка 4-6 лет еще не существует понятий о смерти и убийстве во взрослом смысле слова), они получили подкрепление через мягкую игрушку, соответствующую потребностям более младшего возраста. В этом случае бессознательно ребенок может сделать вывод: «Взрослые хотят, чтобы я опять стал «деточкой». Пережитое же ранее чувство беспомощности и толкает ребенка на агрессивное отношение к окружающим. Таким образом, воспитывая «миролюбие» с помощью подобных приемов, эффект может оказаться совершенно противоположным.

На эдиповой фазе, играя с военными игрушками, мальчик присваивает зафиксированный в мифах, сказках и других феноменах культуры образец мужества, присущего благородному герою, который отстаивает позитивные ценности. Оружие (волшебный меч или лук) является основным, доступным для использования в игре ребенка атрибутом, поскольку другие атрибуты (например, физическая сила) пока не доступны.

Столь же пристальный интерес вызывает кукла Барби, непохожая на «пупсиков» и «малышей». Игра с «пупсиком» или «малышом» позволяет девочке освоить роль матери, ухаживающей за ребенком. Это важный, но не единственный компонент женской роли.

Еще одна сторона женской роли, уже предъявленная восприятию 4-5 летней девочки, - это роль «красавицы». Долгое время на нашем рынке не было игрушки, отвечающей потребности девочек этого возраста играть в игры про «красавицу». Эта потребность проявлялась в массовых «эпидемиях» рисования однотипных принцесс в детских садах и стремлению переодеваться в мамино нарядное платье и туфли на высоких каблуках.

Запрет на удовлетворение данной потребности неизбежно исказит психосексуальное развитие девочки, внесет раскол в ее сознание, создаст чувство собственной неадекватности: ведь в сказках принцы женятся не на «добрых мамочках», а на прекрасных принцессах, с которыми отождествляет себя девочка в своих фантазиях. Следовательно, запрет на игру в «красавицу» - это запрет на детскую фантазию о красоте и счастье.

Этим объясняется такой умопомрачительный успех куклы Барби: ведь она и есть самая настоящая красавица, рядом с которой может появиться принц (а у других кукол не может быть «жениха», а только братья и сестры, мамы и папы). Барби - не просто дань моде или каприз, а игрушка, позволяющая девочке осуществлять свою мечту, стать не только матерью, но и принцессой, и встретить своего принца.

    1. Психоаналитическая концепция детской сексуальности.

    2. Телесно-чувственные и духовно-душевные аспекты любви.

    3. Социально-психологическое объяснение нарушений нормального развития любви и сексуальности.

    4. Основные линии и стадии психосексуального развития ребенка.

    5. Роль игрушки в становлении детской сексуальности.

    6. Становление психосексуальной идентичности ребенка. Роль матери и отца.

    7. Смысл, цели и задачи полового воспитания.

    8. Профилактика заболеваний мочеполовой системы у дошкольников.

    9. Какие навыки опрятности надо формировать у детей.

    10. Воспитание романтических чувств у старшеклассников.

    11. Психологические трудности первой близости. Профилактика заболеваний СПИДа у старшеклассников.

    1. Особенности формирования любви в фило- и онтогенезе.

    2. Ваша модель общения с ребенком 5-6 лет на тему: «Откуда я взялся?».

    3. Половое воспитание в условиях семьи и дошкольного учреждения.

    4. Стадии психосексуального становления в классическом психоанализе.

    5. Значение ранних отношений «мать-дитя» для нормального психосексуального развития ребенка.

    6. Семейный «сценарий» и половое воспитание ребенка.

    7. Роль ранней психотравмы в возникновении сексуальных нарушений.

    1. Берн Э. Секс в человеческой любви. М.,1990.

    2. Кочарян Г.С., Кочарян А.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. М.,1994.

    3. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. М.,1991.

    4. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Л.,1988.

    5. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей. Л.,1986.

    6. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.,1991.

    7. Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье. М.,1991.

    8. Колесов Д.Е. Беседы о половом воспитании. М.,1986.

    9. Кон И.С. Введение в сексологию. М.,1989.

    10. Раумихина Г.Н. Мир семьи. М.,1986.

    11. Розин В.М., Шапинская Р.Н. Природа любви. М.,1993.

    12. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М.,1991.

    13. Скиннер Р. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995.