Духовно нравственное воспитание личности студентов. Доклад На тему: «Духовно – нравственное воспитание студентов. Проблемы духовно-нравственного воспитания с точки зрения церкви

Евграфова Надежда Анатольевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №2 г.Ртищево Саратовская область

Роль кружковой работы в воспитании духовно – нравственной личности.

« Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира . Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и , наконец , постепенное образование твёрдой свободной воли ».

Н . И . Пирогов .

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. К сожалению, долгое время формирование основ духовно – нравственной культуры школьников было ущербным. А ведь сфера духовности, нравственности – это сфера различения добра и зла, долга, справедливости, совести. Духовно – нравственные ценности всегда имели приоритетное значение в нашей национальной системе ценностей. На нынешнего российского подростка обрушивается шквал информации из самых разных источников. А при отсутствии внутренних устойчивых ценностных ориентиров юный ум далеко не всегда в состоянии адекватно переварить эту информацию, сделав для себя верные выводы. Поэтому

в настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Актуальной становится проблема нравственного воспитания школьника, ведь наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос ти к каждому человеку. Вооружение нравственными знаниями важно на современном этапе развития образования и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В связи с этим система духовно – нравственного воспитания должна стать стержнем воспитательного процесса в школе, где удовлетворяются насущные потребности учащихся в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.

Целью работы кружка являются:

  1. Оказание помощи ребёнку в его мировоззренческом гражданском самоопределении.
  2. Необходимость вооружить растущего человека средствами самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения личности.
  3. Постановка ребёнка в ситуацию нравственного выбора, усвоение им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

  1. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
  2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  3. Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.

Мною используются такие формы работы с детьми, как

Факультативные, индивидуально – групповые занятия, беседы нравственного и духовного содержания;

Творческая художественная деятельность детей;

Проведение праздников и мероприятий;

Исследовательская деятельность учащихся;

Поездки по святым местам.

Я считаю, что внеклассная работа в школе по формированию духовно – нравственных ценностей у молодёжи - это одна из самых главных задач, потому что знания учащиеся получают на уроках, а вот воспитание души может проходить только в тесном сотрудничестве и общении со своими сверстниками и духовными наставниками.

Сколько угодно можно говорить о нравственности, милосердии, но если слова не подкреплены добрыми делами, то они останутся словами. Поэтому мы тесно сотрудничаем с начальной школой и подшефным детским садом «Золотой петушок». Для них на праздник Великой Пасхи кружковцы подготовили и показали театральную постановку «Премудрый царь» и провели небольшую викторину. Члены кружка и учащиеся начальной школы совместно готовили рисунки и поделки, посвящённые празднику, для оформления зала. Духовными руководителями в этой работе выступали настоятель храма Александра Невского отец Алексей Субботин и семья священнослужителей Старковых. В этом году также спланирована работа по подготовке театральных постановок и православных бесед для дошкольных учреждений. Народные сказки и православные беседы воспитывают ребенка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Такая форма работы в становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима, т.к. она исподволь учит и показывает на доступных детям примерах ключевые моральные ценности и ненавязчиво формирует его образ поведения в обществе.

Невозможно воспитывать духовно – нравственного человека без привития ему любви к русским национальным традициям, к духовной культуре прошлых лет. Знакомство с жизнью и деяниями русских святых, полководцев, русских князей на конкретных примерах даёт возможность представить и понять как велико значение их служения народу и обществу. Сергий Радонежский, Александр Невский, князь Владимир Красное Солнышко, Святая княгиня Ольга, и др. деятели истории это пример служения и благочестивого поведения во благо Родины. Это знакомство идёт не в рамках урока, а в нестандартной форме (круглый стол, «сто вопросов взрослому», игра, дискуссия и т.д.), когда учащиеся могут рассуждать и высказывать свои мысли, строить свои догадки, спорить. Я считаю, что нестандартные формы проведения занятий дают возможность развивать самостоятельность мышления и вырабатывает свою оценку действительности, а это важно, потому что эти знания ребёнок добыл сам. Часто на заседания нашего кружка приходят духовные наставники – отец Виктор и матушка Ольга. Общение с ними предоставляет учащимся возможность наглядно увидеть образец грамотной русской речи и канонов поведения в обществе. С кружковцами мы посетили храм Святого благоверного Александра Невского, храм Святого Николая Чудотворца в г. Ртищево; пустынь в г. Сердобске;… что позволило напрямую прикоснуться к духовно-культурному наследию русского народа

Ребятам нравится такая деятельность: они с желанием идут на занятия, активно участвуют в творческих конкурсах и научно практических конференциях, с удовольствием готовят к занятиям презентации на заданные темы, подбирают интересный материал. В результате всей этой работы у нас с ребятами появилась идея выпуска ежегодного школьного журнала «Крохотки», на страницах которого публикуются наиболее интересные детские работы (рисунки, сочинения, отзывы, сценарии праздников, викторины, ребусы и т.д.)

Вся эта работа позволяет:

Повысить духовный и общекультурный уровень учащихся;

Развить их активную гражданскую позицию;

Использовать их творческие способности в конкретной деятельности;

Выработать у них высоко ценностное отношение к историческому наследию народа.

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Московской области

«Краснозаводский химико-механический колледж»

(ГБОУ СПО МО КХМК)

Научно-практическая конференция

«Великий строитель нашего нравственного порядка»

Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»

Преподаватель экономических дисциплин

Лапшина Елена Валерьевна

2014 г

Жизнь Сергия Радонежского – эталон

духовного и нравственного воспитания

В современных условиях меняется характер и содержание обучения и воспитания студентов средних специальных учебных заведений СПО, но цель остается прежней – формирование личности специалиста с твердыми нравственными принципами, умеющего ориентироваться в любой ситуации, обладающего новым экономическим мышлением, способного к непрерывному образованию и развитию.

Воспитание в период обучения в колледже - существенный этап социализации личности. В это время человек в целом завершает выработку своей жизненной позиции, т.е. определяет отношение к миру и собственной жизни в этом мире, переходит к осознанному саморазвитию и самовоспитанию. Анализ современного духовного состояния и образа жизни молодежи свидетельствует о ее очевидной социальной дезориентации. Для молодежи все более характерным становится негативное отношение к действительности, неготовность к жизненному выбору, повышенный уровень притязательности, потребительские настроения. Это обусловливает необходимость усиления воспитательной работы с молодежью, повышения ее эффективности.

Для студента, пришедшего в колледж, начинается новая жизнь, полная открытий, трудностей и проблем. Как помочь ему освоиться в этом новом для него мире? Как сделать так, чтобы юношеские годы остались в памяти светлым периодом жизни? Ведь мир, в котором мы живем, жесток и непредсказуем. И человек в этом мире постепенно растрачивает те нравственные и этические идеалы, которые изначально были заложены в сущности его бытия.

В наши дни создалась уникальная возможность обращения к христианству при разработке образа духовного, нравственного, творческого человека, т.к. пришло отчетливое понимание того, что мы являемся наследниками великой культуры, причастны к единой системе высокой нравственности, сформированных на протяжении тысячелетней истории Отечества. На фоне деятельности СМИ, пропагандирующих зло, жестокость, насилие, ценности православной культуры, у истоков которой сформировалась уникальная культура нашего Отечества, выступают реальной базой формирования у студентов нравственных норм.

Сегодня можно и нужно говорить о сокровенном, вечном; давать студентам прочные, подлинные, а не мнимые жизненные ценности; приобщать к богатейшему культурно-историческому наследию наших отцов и дедов, в результате чего формируется модель «личность – гражданин – специалист». Речь не идет о возвращении в прошлое, но о попытке постигнуть его, исходя из того благодатного, чем жили и дышали наши предки. Православная культура – неисчерпаемый источник практических жизненных советов и примеров высоконравственного поведения.

Проблема воспитания молодежи волновала человечество на всех этапах его развития. В каждую эпоху были характерные подходы и методы воспитания, выделялись ценности, присущие этому времени, и определенные идеалы. В те времена, когда в обществе формулировались искаженные цели, основывающиеся только на материальных ценностях, и духовно-нравственным вопросам уделялось недостаточно внимания, выдвигались ложные идеалы, тогда общество оказывалось в состоянии морального кризиса.

В наше время эта проблема не потеряла своей актуальности. Воспитанный в отрыве от христианства прагматизм говорит, что мир существует для удовлетворения человеческих потребностей. В педагогике теряет свое значение понятие «авторитет». Студенту предоставляется много свободы. Развитие его природных способностей считается основной задачей. Студент должен только получать знания, такие требования, как домашние обязанности к нему в основном не предъявляются. В результате взрослеть и нести ответственность молодежь не стремится. Стремятся уйти от реальности - компьютер, телевидение, наркотики. Идет распад духовности, прогрессирующие заболевания студенческого возраста, рост преступности и наркомании. Самым негативным из всего названного является разрушение духовно-нравственных основ общества и его ценностей. Экономическое обнищание вывело из оборота колоссальное число книг, развивающих журналов, газет, научной литературы. Молодое поколение оказалось незащищенным от огромного потока информации, воздействующего на студентов через ТВ, компьютер, свободную прессу. Доминирующим в обществе стал культ вещей и денег. Трудолюбие также считается в молодежной среде пережитком. Студенты учатся без желания и обоснованной мотивации, отсутствует инициативность и индивидуальность. С большим опозданием начинают складываться в обществе представления о том, какая должна быть национальная идея.

Сегодня для нации или государства важным является выработка принципов и идей, которые составляют основу мировоззрения подрастающих поколений, консолидируют общественное сознание и защищают его от разрушительных воздействий. Большую роль в этом может сыграть Православная церковь, для которой тема воспитания была всегда актуальной. Взаимодействие же церкви и государственных институтов образования является в наше время востребованным для формирования духовно-нравственных ценностей в молодежной среде.

Российская молодежь на современном этапе переживает «духовный кризис», обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах.

Среди причин деструкции, происходящей в молодежной среде, исследователи отмечают такие моменты, как:

Становление демократического общества происходит стихийно, без ориентации на ценностные приоритеты, неуправляемость этих процессов может повлечь за собой тяжелые последствия;

В массовом сознании молодежи сформировались ценностные ориентации, различающиеся по направленности;

Отсутствие возможностей реализации ценностных ориентаций приводит к дезинтеграции духовных образований молодежи;

Усилившееся рассогласование систем воспитания и образования ведет к сочетанию противоположных ценностей и тенденций в общественном сознании;

Ослабевает роль семьи и колледжа в процессе воспитания;

Смена ценностей, как правило, не учитывается теми, кто занимается воспитанием молодежи, они не владеют необходимыми на данный момент формами и методами воспитания;

Образование все в большей степени приобретает прагматический оттенок;

В современной молодежной среде отмечается рост индивидуализма и кризис коллективизма.

Поэтому, как никогда, сегодня актуальна проблема духовно-нравственного возрождения подрастающего поколения.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.

Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи.

Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния.

На духовно-нравственное становление и развитие личности юношей и девушек оказывают существенное влияние четыре группы факторов: природные (или биологические), социально-культурные, педагогические, духовные. Во взаимодействии со средой, целенаправленными влияниями (педагогическими факторами) выстраивая правильное общение с реальным и духовным миром, молодежь приобретает необходимый духовный опыт и опыт нравственного поведения.

Также большое значение для духовно-нравственного воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы, неорганизованное общение, однако решающую роль играет здесь педагогическое, личностно-ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмыслено и управляемо. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что внешние воздействия, как правило, не вызывают у молодых людей личностной реакции, существеннее для них влияние внутреннее – влияние личности педагога, богатство его духовного мира.

Условия эффективной деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию молодежи включают его личные качества и профессиональные умения.

Реализацию профессиональных умений характеризуют следующие показатели: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием; разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использование возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания обучащихся; подкрепление воспитательных воздействий моральными стимулами.

Личностными качествами, необходимыми для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, являются:

Морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;

Эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость, достоинство;

Мировоззренческие качества: любовь к детям, патриотизм, гуманизм.

Система учреждений профессионального образования осуществляет подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества и, как правило, не только обеспечивает общественное производство квалифицированными кадрами, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования.

Для всех уровней современного профессионального образования характерно наличие малоизученных проблем, связанных с их воспитательными функциями. Отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования оказывают преобладание стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке для предприятий и организаций квалифицированных специалистов, социальные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений.

Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.

Развитие духовно-нравственного воспитания профессионального образования всех уровней предполагает решение следующих задач:

Возрождение региональных, молодежных научно-технических производственных центров, центров информации, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;

Создание центров развития внеучебной деятельности студентов;

Развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры;

Развитие и совершенствование работы сети служб социальнопсихологической помощи учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования;

Изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных, исторических традиций.

Решение выделенных задач возможно при:

Оптимизации правовой, методической, организационно-экономической базы духовно-нравственного воспитания в учреждениях профессионального образования различных типов и видов;

Разработке содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных функциям учреждений профессионального образования различных типов и видов, а также модели специалиста, которого они готовят;

Сочетании личностных интересов и профессиональных возможностей;

Создании необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм, реализация педагогических наклонностей и др.).

Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта. Поэтому наиболее верный и конструктивный путь преодоления духовно-нравственного кризиса современного российского общества - принять в качестве опоры тот духовный пласт, который всегда был ею и который стал бы определяющим мерилом в сознании современного общества. Внутреннюю основу нашего общества должны составить духовные нормы, традиции и ценности.

Для раскрытия содержания духовно-нравственного воспитания в колледже необходима единая трактовка понятий «духовность», «нравственность», «культура». Эти термины определяются средствами понятийного аппарата философской, эстетической, педагогической, психологической, богословской и других наук.

Понятием «культура» (в переводе с латинского - возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена философией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. Духовная сфера определяет направленность культуры.

Русской национальной культуре присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая нравственная направленность российской идеи; преданность своей вере в сочетании с веротерпимостью; соборность и взаимопомощь; общность и потребность населения в коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Культура России сыграла исключительную роль в жизнеустройстве общества, государства, семьи и человека, в формировании основ нашей нравственности и духовности, и особое значение в её становлении и развитии имело и имеет православие (при всём уважении к другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России). Православие в нашей стране приняли далеко не одни только этнические русские, но и подавляющее большинство наций и народностей, населяющих Великую Русь. Поэтому в процессе воспитания необходимо учесть, что каждый соотечественник - во всяком случае, тот, кто считает себя гражданином России, даже если он атеист - всё равно остаётся культурным наследником тысячелетней православной традиции.

Понятием «духовность» обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере. Если более развернуто, духовность –

1) в этическом, политологическом и теологическом смысле - устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу - к какому-либо, им предпочтенному, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем самым, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности;

2) основа и главная причина любой веры и религиозности.

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность - понятия существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. В основе нравственности лежит безусловное и внеисторическое религиозное начало.

Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, политической, научной, художественной, бытовой).

Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные (для русской культуры, несомненно, православные) представления о человеке и смысле жизни.

Именно в недрах православной культуры формировались, оттачивались и передавались из поколения в поколение базовые духовно-ценностные идеалы русского народа: добродетель, соборность, благочестие, бескорыстие, совестливость, трудолюбие, любовь к земле, дому, Родине.

Важнейшими нравственными заповедями являлись трудолюбие и равенство между людьми, а также требования любить, воспитывать, учить ремеслу и рукоделию: матери - дочерей, отцу - сыновей. Воспитание детей заключалось не только в передаче им трудовых знаний и навыков, но и в освоении понятий и ценностей человеческой жизни, своеобразного кодекса «жития русского человека», в котором ведущими являются любовь к земле, родному дому, уважительное отношение к родителям и старым людям, забота о маленьких, слабых и больных, милосердие, соборность, доброта, справедливость, честь, достоинство.

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в социально-педагогических моделях, обеспечивающих духовно-нравственные основы жизнедеятельности человека, государства, общества.

В этой связи методологической основой духовно-нравственного воспитания становятся нормы и традиции православия и народной культуры, представленные в различных аспектах:

Нравственно-этическом (в контексте нравственного православного учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром);

Культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);

Этнокультурном (на основе национальных традиций русского народа).

И поэтому духовно-нравственное воспитание предполагает систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти области и общественных организаций по формированию духовных ценностей, нравственности и культуры в контексте национальных традиций края.

Сущность духовно-нравственного воспитания в колледже позволяет сформулировать его главную цель и определить основные задачи. Цель определяется общей потребностью россиян в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо Родины, Отечества, человека; в духовно-нравственном оздоровлении всех слоёв населения; психологической готовности к любым испытаниям, трудностям во имя интересов каждого человека и всего народа нашей великой Родины.

Идея возрождения национальных (в первую очередь - православных) духовных традиций и ценностей оформляется в цель жизнедеятельности российского общества, всех слоёв населения, воплощается в процессе воспитания и просвещения подрастающего поколения, молодёжи и студентов. В этом смысле цель духовно-нравственного воспитания - развитие в обществе высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Родины.

Вопросы воспитания в России всегда решались на примерах жизни и подвига людей духовных, совершенных и мужественных. Неслучайно отечественная история педагогики исследовала культурное наследие Русской Православной Церкви, на примере Сергия Радонежского, который посвятил жизнь общему служению. Он помогал нуждающимся, исцелял физические и духовные недуги. Чтобы преодолеть вражду между людьми, призвал на помощь Божественную истину. «Будьте едины в своей особенности как неслиянны и неделимы в едином Боге – отец, Сын и Дух Святой!».

Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим - немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере».

Духовно-нравственное учение Сергия Радонежского может быть использовано в решении современных воспитательных задач; в качестве основных направлений реализации педагогических идей подвижника могут выступать следующие принципы:

Принцип преемственности в воспитании подрастающего поколения;

Принцип целостности и комплексности;

Принцип непрерывного самосовершенствование личности через систематический труд, внутреннее самосозерцание, через самоотверженное

Принцип коллективного (общинного) воспитания;

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; принцип воспитания в труде;

Принцип служения обществу, Родине (принцип общественно полезной деятельности).

Учения преподобного Сергия Радонежского – это его жизнь.

Один из самых действенных методов воспитания - этическая беседа. Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

В настоящее время перед педагогами стоит проблема: что следует включать в содержание нравственного воспитания?

Наша страна долгое время находилась под влиянием марксистско-ленинской идеологии. Учащимся прививались трудовая и жизненная закалка, у воспитанников вырабатывали активное стремление участвовать в решении общенародных задач и принимать на себя ответственность за будущее страны. Общество воспринималось важнее индивида. Нравственное воспитание осуществлялось постоянно: в колледже, в семье. Тому же способствовали СМИ.

В период перестройки мораль общества изменилась, перестала быть нравственной. СМИ того периода, так же как и в настоящее время, пропагандируют мораль «хищников», думающих только о личной, сиюминутной выгоде.

Еще одной проблемой в колледже является вопрос: на каком уроке осуществлять нравственное воспитание?

Большинство исследователей данной проблемы и педагогов-практиков считают, что нравственное воспитание осуществляется на уроках гуманитарного цикла. Существует также точка зрения, что нравственным воспитанием должна заниматься семья.

Я же придерживаюсь мнения, что нравственное воспитание осуществляется на каждом уроке, на каждой перемене, на каждом внеклассном мероприятии. Любое событие, любой случай может стать поводом дать детям урок нравственности.

К сожалению, мы забыли о том, что еще около ста лет назад тысячи российских учителей, гимназистов и студентов начинали свой день с молитвенного обращения к преподобному Сергию Радонежскому - покровителю учености, приходящему на помощь всем, кто преподает и учится.

В ГБОУ СПО МО «Краснозаводский химико-механический колледж» одним из главных аспектов учебно-воспитательной работы является воспитание студентов на народных традициях, а задача духовно-нравственного воспитания является одной из приоритетных в колледже. Педагогический коллектив стремится к формированию у студентов следующих качеств:

Нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);

Нравственного облика (милосердия, толерантности);

Нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);

Нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).

Преподаватели в тесном союзе с общественностью работают над приобщением студентов к православно-христианским принципам любви, гармонии, красоты в устроении мира, человека и общества.

Духовно-нравственное воспитание в колледже осуществляется через уроки, особенно через уроки литературы, истории, основы православной культуры, духовное пение, кружки, внеклассные мероприятия, классные часы, работу музеев боевой славы и православной культуры.

В основе духовно-нравственного воспитания в нашем колледже лежит удовлетворение потребности каждого студента в стремлении к гармоничному развитию через приобщение к богатейшему духовному опыту национальной культуры.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что духовно-нравственное воспитание - это сложный и противоречивый социально-исторический процесс. Передача знаний и опыта осуществляется всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации, церковью, семьёй, образовательными учреждениями разного уровня и направленности.

Духовно-нравственное воспитание - это одна из главных задач, которую ставит перед собой колледж, здесь очень важно сформировать глубокую человеческую нравственность. Это воспитание включает в себя формирование у студентов нравственных понятий, суждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам современного общества, направлено на формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать своё поведение с интересами общества. Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что не справедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия - определяющий критерий нравственного развития личности.

Специфика и ценность современной педагогики состоит в том, что ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, близкими людьми, своей страной и человечеством. Главное в воспитании - создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Кроме этого, ценность православия заключается еще и в том, что оно является культурообразующей религией для российского общества. Но здесь важно отметить, необходимость взаимодействия светских воспитательных учреждений, государства с религиозными организациями.

В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности студентов, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. Конкретные цели определяются педагогическим коллективом образовательного учреждения самостоятельно.

В заключение хотелось бы привести слова Д. Лихачева «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохраняются и в XXI веке, если будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний…».

Список литературы

1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль. - 2008. - С. 15-45.

2. Байбородова Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. - Ярославль: ЯГПИ. - 2002. - 39с.

3. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.И. Изучение эффективности воспитательной системы школы: Учебно-методическое пособие. - Псков: ПОИПКРО. - 2004. - 93с.

4. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. - М.: Изд-во МГУ. 1994. - 145 с.

5. Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011. - 259с.

6. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М. - 2003. - 75с.

7. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. /Учебн. Пособие для студ. пед. учебн. заведений и специальности ИПК и ФПК. - М.: Юрайт. - 2009. - 324с.

8. Николина В.В. Воспитание духовных ценностей личности в современных условиях. //Церковь и общество на пороге третьего тысячелетия: Х Рождественские православно-философские чтения /Под ред. Л.Е. Шапошникова. - Н. Новгород: НГЦ. - 2001. - 432 с. - С. 82-87.

9. Николина В.В. Духовные ценности и воспитание личности: психолого-педагогический аспект. Н.Новгород. - 2002. - 85с.

10. Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Миценко, Е.Н. Шиянов: Учеб. пособие для студ. пед. учебн. заведений - 3-е изд. перераб. и дополн. - М.: Школа-Пресс. - 2008. - 512с.

11. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: ВПАДОС. - 2000. - 573с.

12. Строкова Т. А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике //Педагогика. - 2002. - №4.- с.14


Выходные данные сборника:

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Лаптева Валерия Игоревна

аспирант кафедры фармакологии Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж

E- mail : vista . vrn @ mail . ru

Астапенко Екатерина Федоровна

студент 4-го курса лечебного факультета Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж

Коваленко Ирина Викторовна

аспирант кафедры фармакологии Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко , РФ , г . Воронеж

PROBLEMS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION MEDICAL STUDENTS

Valeriya Lapteva

postgraduate of Pharmacology department of Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko, Russia Voronezh

Ekaterina Astapenko

student of 4th year of Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko, Russian Voronezh

Irina Kovalenko

postgraduate of Pharmacology department of Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko , Russia Voronezh

АННОТАЦИЯ

Духовно-нравственное воспитание студентов является одной из приоритетных задач современного Российского государства. Становление личности будущего врача невозможно без формирования у него нравственного облика и поведения. Потому целью нашего исследования явилась оценка процесса духовно-нравственного воспитания студентов в ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Выявлено, что за три года обучения в медицинском ВУЗе мировоззрение молодежи меняется, происходит формирование духовно-нравственной доминанты личности, способной помогать людям и оказывать высококвалифицированную помощь.

ABSTRACT

Spiritual and moral education of students is one of the priority tasks of the modern Russian state. Formation of a future doctor is impossible without forming his moral character and behavior. Because the purpose of our study was to evaluate the process of spiritual and moral education of students in VGMA t named after N.N. Burdenko. Found that in the three years of training in a medical Institution changing young people"s worldview is the formation of spiritual and moral dominant personality, able to help people and provide highly skilled assistance.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; студенты; медицинские ВУЗы.

Keywords: spiritual and moral education; students; medical universities.

Духовно-нравственное воспитание студентов является одной из приоритетных задач современного Российского государства . В Концепции модернизации образования на период до 2010 года говорится, что «воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности». Духовное воспитание остается приоритетом в образовании и после 2010 года. В связи с этим в последние годы в высшей школе активно внедряется переход педагогической направленности на духовно-нравственное развитие студентов .

Студенты медицинского ВУЗа представляют собой особую группу студентов в силу специфики медицинской науки. Воспитание будущих врачей является социально значимой задачей, поскольку только глубоко нравственный, духовный, специалист сможет в полной мере оказывать помощь людям, заботиться об их здоровье, создавать благоприятную психологическую обстановку для пациентов, способствовать скорейшему восстановлению трудоспособности и профилактике заболеваний.

При определении задач по духовно-нравственному воспитанию студентов важно понимать среду, в которой эти задачи будут решаться. Средовые факторы влияют на успешность воспитания, дают возможность для реализации потенциала студентов. Таким образом, создание благоприятной среды в ВУЗе позволяет максимально эффективно взаимодействовать с молодежью.

Процесс содействия духовно-нравственному становлению будущего врача заключается в формировании у него нравственных чувств (совести, долга, ответственности), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Основная цель духовного развития студентов медицинского ВУЗа заключается в определении смысла профессии врача, ее целей и задач. Только глубокое понимание важности и ценности человеческой жизни, необходимость заботы о ней, потребность в сохранении здоровья позволит молодому специалисту реализоваться в полной мере.

Специфической особенностью нравственного воспитания студентов медицинского ВУЗа является то, что его нельзя обособить от процесса обучения и медицинской практики. Формирование морального облика будущего врача возможно только в непосредственном контакте с педагогами и в процессе практической деятельности, общении с пациентами. При этом не стоит забывать, что направлять и показывать пример должен именно педагог, а процесс духовного воспитания должен гармонично сочетаться с основными целями и задачами образовательных программ и осуществляться под его контролем .

Процесс духовно-нравственного воспитания студентов в ВГМА им. Н.Н. Бурденко осуществляется посредством двух основных методик:

1. организация оптимальных условий для усвоения духовно-нравственных идеалов в формировании личности будущего врача, умении их применять в повседневной практической деятельности;

2. общение с людьми, являющимися примером духовной жизни, которые могут стать примером для молодежи.

Реализация данных методик осуществляется путем выбора способа подачи материала, построением разнообразных занятий, вовлечением в процесс обучения преподавателя, который являлся бы источником ценностно-ориентационного общения. Особое место в воспитании студентов медицинского ВУЗа является развитие способности осознавать себя личностями, способными определять для себя духовно-нравственные ценности, грамотно ставить приоритеты и решать проблемы, возникающие в повседневной практике с точки зрения совести.

Подтверждением того, что данный подход позволяет осуществлять воспитание молодежи, служит проведенное анкетирование в октябре 2013 года в ВГМА им. Н.Н. Бурденко. В нем участвовали 120 человек (60 первокурсников и 60 студентов 3 курса). Студентам предлагалось ответить на 3 вопроса:

1. Почему Вы решили поступать в медицинский ВУЗ?

2. Какими чертами должен обладать настоящий врач?

3. На чем Вы будете основываться в выбранной профессии?

В результате анкетирования были получены достоверные данные о том, что первокурсники стремятся стать врачами с целью укрепления своего положения в обществе (45 %), получением достаточного материального содержания (40 %), реализацией собственный амбиций (15 %). В своей деятельности они предполагают опираться на стандартные нормы оказания медицинской помощи (100 %), а настоящий врач должен обладать расчетливостью и холодным умом (70 %).

Студенты третьего курса отвечали иначе: поступать в медицинский ВУЗ 70 % студентов решили с целью помогать людям, 25 % для реализации себя в обществе, 5 % с целью получения достаточного материального содержания. Настоящий врач, по их мнению, должен обладать терпением (40 %), человеколюбием (25 %), чувством долга (15 %), чувством сострадания (10 %), расчетливостью и холодным умом (5 %). В профессии основываться на морально-этических и нравственных нормах будут 75 % опрошенных, 25 % - на стандартные нормы оказания медицинской помощи.

Результатом исследования можно считать то, что за три года обучения в медицинском ВУЗе мировоззрение молодежи меняется, происходит формирование духовно-нравственной доминанты в повседневной деятельности. Причиной этого является грамотное преподавание, так и ориентированность на духовно-нравственное воспитание молодых специалистов.

Обучение в медицинском ВУЗе представляет собой многокомпонентную систему, направленную на формирование профессиональных навыков будущих врачей, так и на их духовно-нравственное воспитание. Данное условие позволяет сформировать полноценную личность, способную помогать людям, оказывать высококвалифицированную помощь и осуществлять профилактику как физических, так и духовных болезней.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание должно быть неотъемлемой частью учебного процесса в высшей школе. Приоритетным направлением необходимо считать развитие у студентов духовности, ориентированности на доброту, помощь людям, сострадание, милосердие и терпимость .

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Духовно-нравственное воспитание является необходимым компонентом формирования грамотного специалиста, способного оказывать медицинскую помощь людям, с пониманием самой природы человека.

2. Основной направленностью высшего образования считать формирование профессиональных навыков в неразрывной связи с моральными принципами и духовно-нравственными приоритетами.

3. Определяющим значением для успешного духовно-нравственного воспитания студентов считать личность педагога, его профессионализм и нравственные качества.

Список литературы:

  1. Бородаева Л.Г. Проблема духовно-нравственного воспитания студентов в социокультурных условиях современной России // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - 2012. - № 3(17). - с. 24-28. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1348482562.pdf (дата обращения 11.04.2014).
  2. Дёмкина Е.В. Педагогические принципы и закономерности как основные методологические ориентиры в профессиональном воспитании будущего специалиста // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - 2012. - № 3(17). - с. 39-42. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1352378312.pdf (дата обращения 12.04.2014).
  3. Есауленко И.Э. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе: учебное пособие / И.Э. Есауленко, А.Н. Пашков, И.Е. Плотникова; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Воронежская гос. мед. акад. им. Н.Н. Бурденко». Воронеж, 2011.(2-е изд.) - 384 с.
  4. Мережко М.Е. Анализ проблем духовно-нравственного воспитания студентов вузов // Общество: философия, история, культура. - 2011. - № 3-4. - с. 118-120.

Новые социально-политические и экономические отношения, развивающиеся в нашем обществе, актуализируют проблему воспитания личности современного человека. В центре этой проблемы духовно-нравственное воспитание, которое невозможно без освоения знаний о человеке, об особенностях поведения и становления личности, нравственных ценностях.

Ценность с позиции нравственного воспитания молодежи можно определить как субъективную или объективную характеристику пиродного и бщественного явления, поведения и деятельности, которые конкретный человек выбирает, так как считает полезными прежде всего для себя. Придерживаясь той или иной ценности, то есть положительно к ней относясь, человек стремится к ее реализации.

Нравственные ценности оказывают болльшое влияние на изменение сознания и поведения детей в подростковом и юношеском возрасте чаще всго с помощью методов убеждения: жизненного или литературного примера, беседы, поощрения и т.д.

В студенческом возрасте успех положительного влияния ценности на нравственное развитие личности не всегда зависит от личных предпочтений. Преподаватель-мастер может успешно изменить неправильно сформированное убеждение, доказав важность ценности, как категории нравственного воспитания, не только для себя, но и для других людей, используя те же методы убеждения, приводя необходимые практико-ориентированные доводы, опираясь на моральные принципы, что безусловно помогает их дифференциации.

Чтобы ценности дифференцировать, нужно решить вопрос: субъективны или объективны ценностные суждения, эмоциональны они или рациональны. Многие научные понятия в педагогической науке отражают ценностные ориентации, включая духовно-нравственные ценности.

Так например, цель и идеал воспитания с точки зрения научной объективности вызывает сомнения в их совпадении, так как цель реалистична, объективна, а идеал субъективен и идеалистичен. Средства достижения цели и реализации идеала также во многом отличаются. Вместе с тем при достижении цели и идеала духовно-нравственные ценности взаимодействуют и не могут быть полностью изолированы друг от друга.

Нравственное воспитание как основа ценностных ориентаций оперирует понятиями терпимость и толерантность, рациональность и свобода мысли, сотрудничество, порядочность и верность истине, долг, честь и совесть.

К наивысшим нравственным ценностям можно отнести и чувство коллективизма. Ценности становятся общечеловеческими, если основываются на доброте и любви к ближнему, если эти качества становятся потребостью для каждого человека. Люди стремятся реализовывать свои ценности по-разному.

Например, психолог Эбрахам Маслоу предложил упорядочить ценности в иерархию человеческих потребностей. Он выделил пять уровней потребностей: .1) выживание (физиологические потребности): пища, кров, здоровье: 2) защищенность (потребности безопасности): защита от опасности и угрозы; 3) общность (социальные потребности): дружба, любовь; 4) самооценка (потребности эго): самоуважение, признание, статус; 5) самоактуализация (потребности в самоосуществлении): творчество, реализация потенциала личности. (Маслоу А. Мотивация и личность.-СПб.,1999г.)

По А.Маслоу эти уровни потребностей иерархические: человек, удовлетворив более низкие потребности, сможет уделять внимание более высоким. По его мнению, если выживанию и безопасности людей что-то угрожает, они полностью поглощены заботой об удовлетворении этих потребностей. Низшие уровни имеют фундаментальное значение, поэтому человек стремится их удовлетворять, осознавая, что они создают мотивацию для возникновения интереса к более высоким уровням потребностей. Как только та или иная потребность удовлетворена, ее роль в мотивации снижается. Однако часто на поведение человека оказывает влияние самый низкий уровень неудовлетворенной потребности.

Вполне очевидно, что иерархия потребностей, выдвинутая А.Маслоу, имеет отношение к формированию ценностей в жизни каждого человека. Так, например, по вполне понятным причинам, люди отдают приоритет потребностям выживания. Однако это не отрицает у них потребности более высокого уровня. Голод и телесные страдания отшельника не мешает ему молиться и просить Бога о здоровье и благополучии других людей и желать мира всему человечеству. Многие талантливые художники были очень бедны, но это не помешало им оставить миру свои талантливые произведения.

Следовательно, у человека, имеющего цель, к которой он стремится, сильна мотивация, и трудности быта только закаляют его волю к победе над самим собой. В связи с этим, можно предполагать, что здесь действуют нравственные принципы, сформированные под влиянием биологических

(наследственность) и социальных (среда и воспитание) факторов, которые и оказывают влияние на нравственное поведение.

Учитывая, что в основе любого мотива, позволяющего выбирать ту или иную ценность, лежит либо генетическая программа, либо психофизиологические процессы, либо окружающая человека социальная среда и воспитание в отдельности, но чаще всего – это порождение всех факторов в комплексе. Поэтому можно экстраполировать данное общее утверждение на мотив выбора молодым человеком цели деятельности. Данное утверждение особенно ясно дает представить всю стратегическую линию: от мотива выбора профессиональной деятельности, к интересу к ней, от него - к потребности овладеть ею и, далее, к глубокому чувству любви как высшей ценности.

Система ценностей, сформированная обществом, является основой воспитания личности. Основными компонентами этой системы являются материальные и духовные ценности. Отношение к ним, а точнее формирование ценностных ориентаций личности, достаточно избирательно. Эта избирательность является результатом воспитания.

Мотивы поведения и деятельность профессионала, как носителя и хранителя духовных ценностей, также формируются под воздействием воспитания, полученного в семье, социальных институтах воспитания, в учебных заведениях различного уровня. Специалист ориентируется на те или иные ценности в зависимости от уровня воспитанности и духовно-нравственной зрелости, уровня культуры и нравственно-этических качеств личности.

В связи с этим, можно утверждать, что важнейшим компонентом педагогического мастерства являются культура и педагогическая этика специалиста, что тесно связано с педагогическим тактом.

Немецкий мыслитель, видный деятель немецкого просвещения Г.-В. Ф.Гегель заметил, что "педагогика - есть искусство делать людей нравственными; она рассматривает человека как природное существо и показывает путь, следуя которому он снова рождается, его первая природа превращается во вторую духовную природу, так что духовное становится в нем привычкой" (Гегель. Собр. соч. в 14т.- Т.7. - С. 187).

Педагогическая этика и культура - это важнейшее направление в науке о морали. Следует отметить, что мораль библиотечного работника можно также рассматривать в трех аспектах: философском, педагогическом и психологическом.

Исходя из этого основные категории и принципы педагогической этики специалиста можно назвать интегративными этическими образованиями.

Например, принцип гуманизма в педагогической этике регулирует отношения его с людьми и коллегами по работе. Гуманное отношение к людям - важнейшее условие успешной работы в социально-культурной сфере.

Как видим, педагогическая этика тесно связана с психологией, общими здесь будут и субъект, и объект исследования - человеческая личность, мотивы ее поведения, нравственность, духовность.

Достаточно трудно, почти невозможно дифференцировать общее, профессиональное и педагогическое в этике. Студенты университета неоднократно (т.е. не одно поколение их) выполняли эту задачу по нашей просьбе, но почти всегда приходили к мысли, что это есть единое образование, не поддающееся дифференциации.

Такие этические образования, как долг, добро, совесть, справедливость, ответственность, смысл жизни - интегративны, так как имеют отношение к этике профессиональной и педагогической и имеют непосредствен­ный выход на мораль, нравственность специалиста. Гражданственность и человечность, любовь к людям и свобода в действиях и мыслях, чувство профессионального долга являются не просто словами, они регулируют поступки специалиста и действия по отношению к основным требованиям, которые предъявляет к ним профессия.

Педагогическая этика и культура - это неотъемлемая часть профессиональной деятельности специалиста, имеющего дело с людьми, особенно в работе с молодежью.

Анализ элементов культуры с педагогической точки зрения, проведенный отечественными учеными (И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным) показал, что культура - это прежде всего совокупность материальной и духовной деятельности человечества, которая может быть усвоена личностью и стать ее достоянием. Но деятельность людей исключительно разнообразна и сложна, специфична для разных профессий и специальностей.

Опираясь на идеи, развиваемые уже упомянутыми учеными, рассмотрим содержание культуры.

При анализе культуры на любом этапе ее развития они считают возможным выделение четырех общих ее элементов:

а) уже добытые обществом знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности,

б) опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт,

в) опыт творческой поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед личностью проблем,

г) нормы отношения к миру, друг к другу, т.е. система волевой, моральной, эстетической, эмоциональной воспитанности.

Знания (первый элемент) служат инструментом всякой деятельности. Второй элемент - умения и навыки – позволяет реализовать воспроизведение культуры и сохранить ее. Третий элемент - обеспечивает дальнейшее развитие культуры, а это невозможно осуществить без творческой деятельности. Четвертый элемент культуры - предполагает разносторонние отношения личности к деятельности, ее продуктам (книге), к людям. Все это обусловливает нравственные стимулы, эстетическую потребность, мотивы деятельности, психофизиологическую направленность личности и т.д.

Каждый элемент выполняет свою специфическую функцию. Предшествующие элементы могут существовать отдельно от последующих, хотя каждый последующий невозможен без предшествующих: можно знать, но не уметь; можно знать, уметь выполнять известные способы деятельности, но не быть подготовленным к творчеству; можно знать, уметь, творить, но при разном отношении к этой деятельности.

Исходя из сказанного для воспроизведения культуры в содержание образования студентов должны быть включены все перечисленные элементы культуры, а не только система знаний. Тогда под содержанием образования действительно следует понимать:

1) систему знаний о природе, обществе, мышлении, человеке, позволяющую подходить к познавательной и практической деятельности на научной основе;

2) систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных действий, составляющих любую деятельность;

3) опыт творческой деятельности, ее особенности, специфические черты, которые, тем не менее, сложились в результате общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей, реализованы же в ходе развития практической деятельности библиотекаря;

4) систему разносторонних отношений личности к миру, к людям, к самой себе, на основе чего и формируется мировоззрение личности и будущего специалиста.

Здесь следует сказать более подробно о культуре. Само понятие культура трактуется в такой логике: COLO - чту, возделываю, обрабатываю, развиваю то, что чту.

Есть различные толкования этого понятия. По мнению Ю.П. Азарова, культура - это развернутый во времени мир человека.

В.В. Розанов считал, что культура начинается там, где начинается любовь, там, где возникает привязанность. Культура, по его мнению, есть "синтез всего желаемого в истории: из нее ничто не исключается, в нее одинаково входит религия, государство, искусство, семья, наконец, весь склад жизни личной и общественной.

Все это, насколько оно зиждется, возрастает, навивает на человека одну черту сложности за другой, обогащая его сердце, возвышая ум, укрепляя волю". (Розанов В.В. Сумерки просвещения. - С. 30-31).

По мнению Д.С. Лихачева, культура основывается на знаниях, хотя сама не является просто большим объемом знаний. Можно много знать и не быть культурным человеком. Культура - это прежде всего результат знаний, знаний упорядоченных и вместе с тем осознающих свою недостаточность. (Лихачев Д. Книга беспокойств. - М: Новости, 1991.- С. 479).

Если отталкиваться от этих определений, то можно прийти к мысли: культура выпускника - это не только культура речи или культура человеческих отношений. Это явление более глубокое.

Оно вбирает в себя огромный исторический пласт, национальное и общечеловеческое в развитии всех сторон человеческого существования, способствующее достойной жизни сегодня.

Отношение к людям, к своему делу чаще всего является отражением личностной позиции специалиста, его ценностных установок, интересов, убеждений.

Такие духовно-нравственные ценности как совесть, долг, любовь, добро, свобода при условии их принятия личностью или точнее присвоения являются основанием для высоко нравственного поведения как человека профессионала. Отрицание их - показатель духовно-нравственного несовершенства личности, которое так или иначе ведет ее к конфликту с окружающим миром, культурой и, нередко, с самим собой. Рассматривая понятия "духовность" и "духовная культура", можно отметить, что эти понятия становятся интегративными категориями. Нет, пожалуй, ни одной науки о человеке и учебного предмета в гуманитарном вузе, где бы они не рассматривались как одно из оснований в ориентации будущих специалистов на овладение высшими духовными, нравственно-эстетическими ценностями мировой и отечественной культуры. Учитывая, что в определении данных понятий нет единодушия, можно констатировать наличие проблемы.

В истории отечественной религиозной философии духовность чаще всего была связана с верой. С.Н.Булгаков отмечал в свое время, что "вера есть, быть может, наиболее мужественная сила духа, собирающая в одном узле все душевные энергии: ни наука, ни искусство не обладают той силой духовного напряжения, какая может быть свойственна религиозной вере." К.Д.Ушинский, дифференцирцуя явления душевные и духовные, выделял четыре формы проявления духовных явлений: дар слова, чувство художественное или эстетическое, чувство нравственное и чувство религиозное.

Анализ различных взглядов на решение проблемы духовности, духовного развития человека, который будет стоять в центре внимания выпускников вуза, позволяет предположить, что "духовность" - явление более широкое, чем просто религиозное чувство веры. Его следует рассматривать не как иррациональное, трансцендентное начало и тем более некий догмат, а как синтез науки, культуры и веры.

"Духовность" - можно понимать и как глубинное проявление духа, который многие люди ощущают внутри себя. Это проявление и национального духа есть в каждом россиянине или представителе другой страны, ибо дух - это часть человека, может быть даже основная часть. Следовательно, в духовности внутреннее ощущение духа и внешнее его проявление тесно связаны между собой. Дух пронизывает все сферы жизни людей, все - общечеловеческие и национальные, материальные и моральные ценности, но может и покидать их.

"Духовная культура" - понятие органично включающее в себя две составляющие категории - "духовность" и "культуру". При под культурой принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством и характеризующих определенный уровень развития общества.

Представляют интерес подходы к определению понятий "духовность" и "духовная культура" студентов Московского государственного университета к4ультуры и искусств как альтернатива имеющимся в науке. Рассмотрим некоторые из них в обобщенном виде.

Часть студентов понимает "духовность" как внутренний мир человека, его содержание. Чем богаче этот мир, чем насыщеннее его содержание, тем духовнее человек, тем интереснее с ним общаться. Некоторые студенты "духовность" понимают как Возвышенное, Небесное, Неограниченное, Обширное, как Чистоту душевную. Это Высокая Нравственность личности, стремление к Благородству и Справедливости. Начитанность и Образованность, стремление к Самосовершенствованию. Ощущение Возвышенного. Другие рассматривают "духовность" и как религиозное отношение к действительности. Человек, верующий в БОГА и соблюдающий религиозные заповеди, более терпим к другим и требователен к себе, у него вырабатывается особая модель поведения. Оказывая благодеяние, он не ждет благодарности, повышает свою творческую активность, много читает, старается приблизить других к духовному образованию.

Будущие специалисты под духовностью, с одной стороны, понимают мировоззрение человека, его мораль, красоту души, помогающие человеку творить, совершать благодеяния, любить, с другой - сочетание душевных качеств человека и его интеллектуального развития, душевной организации. При этом высказывают свое убеждение в том, что духовная пища (классическая музыка, живопись, религиозная и любая литература, другие виды искусства) требует оценки умом и сердцем.

Часть студентов видят корни "духовности" в "запредельном мире", в мистике. Что же касается "духовной культуры", то ее студенты вуза объясняют как явление обогащающее человека, вселяющее в него чувство Прекрасного, заставляющее его стремиться к лучшему. К ней относится все, что приносит радость людям, возвышает каждого человека, делает его добрым и отзывчивым к чужим проблемам. Она помогает понимать, что жизнь не сводится только к физическому выживанию, что есть вещи, приносящие радость, счастье, покой и не всегда относящиеся к материальному миру.

Духовная культура многими из опрошенных студентов считается объемным понятием, в него вводится: жажда знаний, образованность, интеллигентность, трудолюбие, воспитанность. Она всегда будет находиться в развитии.

Как внешнее проявление внутренней духовности человека, духовная культура, в отличие от духовности, по мнению будущих культурологов, может выражаться и материальными средствами: это и природа, и окружающий мир, и традиции, страны, семьи, в которой живет человек. Это все нравственные, эстетические, физические стороны жизни человека: спорт, одежда, искусство - все, что доставляет человеку удовольствие и делает его лучше.

Итак, "духовной культурой" студенты называют то, что позволяет людям воспринимать данное им, созданное ранее и современниками, оценивать его и использовать на благо себя и других. "Духовность" и "духовная культура" - это те ценности, которые создавал человек и его дух, рукотворно и нерукотворно, стремясь к прекрасному и возвышенному.

Высказывания студентов университета очень тесно перекликаются с теоретическими положениями и высказываниями известных в науке людей, упоминаемых выше, показывают высокий уровень их духовно-творческого развития и культурологической образованности, что может рассматриваться как результат профессиональной подготовки.

Осознание накопленного духовно-нравственного опыта, знаний и умений поведения и отношений в семье, в образовательных учреждениях, общественных местах;

Отношение к окружающему миру, людям, культуре, религии, к себе как части общества;

Развитие духовно-нравственных качеств личности: толерантности и уважения к другим религиям и вероисповеданиям, любви к людям, тактичности, ответственности, национальной гордости за достижения в культуре, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию, сохранению исторической преемственности поколений, развитию чувства долга, чести, человеческого достоинства.

Духовность является ядром общей культуры будущего специалиста - это высшая ступень нравственного развития человека, гармония его идеалов с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками, в основе которых лежат потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию. Духовность является источником развития гуманистической позиции человека. Духовная культура может быть представлена системой духовных ценностей, регулирующих отношения человека с окружающим миром. В профессиональной деятельности выбор решения этих проблем имеет принципиальное значение.

В системе духовных ориентиров специалиста культуры центральное место занимают нравственные ценности. Они составляют внутренний импульс духовной мотивации и проявляются в отношениях человека с окружающим миром.

Духовно-нравственное воспитание – достаточно сложная задача. Ее решение предполагает не только ознакомление студентов с основополагающими понятиями человеческого общежития, но и формирование у них умений и навыков реализовывать содержание этих ценностей, как в своей профессиональной деятельности, так и при реализации социально-культурной функции.

Обучаясь в вузе, студент должен ясно представлять, что жизнь по законам нравственности является обязательным условием существования общества. С этой целью он должен уметь реализовывать на практике такие понятия, как: этика и эстетика межличностного общения, правила поведения в общественных местах, нормы поведения в студенческом коллективе и особенности взаимоотношений «студент – преподаватель».

Духовно-нравственное воспитание также, являясь важной задачей становления личности, выступает одним из условий ее успешной адаптации в обществе. Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности составляет основу процесса социализации молодого поколения и служит ведущей целью воспитательной работы социальных институтов, обеспечивающих социализацию личности.

В качестве критериев духовно-нравственного воспитания в системе профессиональной подготовки в вузе культуры и искусств должны выступать: уровень знаний и убежденности в необходимости соблюдения норм морали, толерантность, уважение культур других народов, уважение других вероисповеданий и соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В университете создан Центр толерантности и межкультурных коммуникаций, цель которого состоит в формировании установок толерантного сознания и толерантных межличностных отношений педагогов, студентов и аспирантов в поликультурной среде Университета. В задачи Центра входит создание основ межэкономической и межконфессиональной толерантности и сделать эту практику массовой; формирование этнокультурной компетентности, навыков межкультурного взаимопонимания; международное сотрудничество в области совершенствования воспитательной работы со студентами и преподавателями; выполнение совместных проектов с учеными вузов и культурно-досуговых учреждений иностранных государств.

В целом это можно определить как путь повышения уровня духовно-нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности будущего специалиста социально-культурной деятельности.

Теория воспитания, способствующая духовно-нравственному развитию студентов, как правило, основана на принципах: разумного сочетания материальной и духовной реальности; уважения культуры, национальных традиций и вероисповедания представителей других национальностей; проявления терпимости, толерантности к мнению другого человека, его самовыражению, что непременно ведет к миру и согласию; опоры на общечеловеческие ценности, то есть те, которые являются основными для всех культур; стимулирования саморазвития и самовоспитания, ведущих к духовно-нравственному совершенствованию человека.