Образовательные потребности и их удовлетворение. Образовательные потребности и их формирование в экономике знаний. Функциональные обязанности специалистов, работающих с детьми с ООП

Особые образовательные потребности - это термин, не так давно появившийся в современном обществе. За рубежом он вошел в массовое употребление раньше. Появление и распространение понятия особых образовательных потребностей (ООП) говорит о том, что общество постепенно взрослеет и пытается всячески помочь детям, жизненные возможности которых ограничены, а также тем, которые по воле обстоятельств попали в трудную жизненную ситуацию. Социум начинает помогать таким детям адаптироваться в жизни.

Ребенок, имеющий особые образовательные потребности - это уже не тот, у которого наблюдаются аномалии и нарушения в развитии. Социум отходит от разделения детей на «нормальных» и «ненормальных», поскольку между этими понятиями существуют весьма призрачные границы. Даже при самых обычных способностях у ребенка может наблюдаться отставание в развитии, если ему не уделяется должное внимание со стороны родителей и общества.

Сущность понятия детей с ООП

Особые образовательные потребности - это понятие, которое должно постепенно вытеснить из массового употребления такие термины, как «аномальное развитие», «нарушения развития», «отклонения в развитии». Оно не определяет нормальность ребенка, а акцентирует внимание на том, что он не особо отличается от остальных членов общества, но имеет потребности в создании особых условий для его обучения. Это сделает его жизнь более комфортной и максимально приближенной к той, которую ведут обычные люди. В частности образование таких детей должно осуществляться с помощью специфических средств.

Отметим, что «дети, имеющие особые образовательные потребности» - это не только название для тех, кто страдает от психических и физических нарушений, но также и для тех, кто их не имеет. Например, когда необходимость в специальном образовании возникает под влиянием каких-либо социокультурных факторов.

Заимствование термина

Особые образовательные потребности - это понятие, которое впервые было применено в лондонском докладе в 1978 году, посвященном и сложностям обучения детей-инвалидов. Постепенно оно начало употребляться все чаще. В настоящее время этот термин стал частью образовательной системы в европейских странах. Также он широко распространен в США и Канаде.

В России понятие появилось позже, однако нельзя утверждать, что его значение является всего лишь калькой западного термина.

Группы детей с ООП

Контингент детей, имеющих ООП, современная наука разделяет на три группы:

  • с характерными ограниченными возможностями по состоянию здоровья;
  • столкнувшиеся с трудностями при обучении;
  • живущие в неблагоприятных условиях.

То есть в современной дефектологии термин имеет следующее значение: особые образовательные потребности - это условия развития ребенка,которому требуются обходные пути, чтобы достичь тех задач развития культуры, которые при обычных условиях выполняются стандартными способами, укоренившимися в современной культуре.

Категории детей, имеющих особенности психического и физического развития

Для каждого ребенка с ООП характерны свои особенности. По этому признаку детей можно разделить на такие группы:

  • для которых характерны нарушения слуха (полное или частичное отсутствие слуха);
  • с проблемным зрением (полное или частичное отсутствие зрения);
  • с интеллектуальными аномалиями (те, у которых имеет место ;
  • у которых нарушена речь;
  • имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • со сложной структурой нарушений (слепоглухонемые и т. п.);
  • аутисты;
  • дети, имеющие эмоционально-волевые нарушения.

ООП, общие для различных категорий детей

Специалистами выделяются ООП, которые являются общими для детей, несмотря на разницу в их проблемах. К ним можно отнести потребности такого рода:

  • Обучение детей с особыми образовательными потребностями должно начинаться сразу же, как только были выявлены нарушения в нормальном развитии. Это позволит не потерять время и достигнуть максимального результата.
  • Использование специфических средств для осуществления обучения.
  • В учебную программу должны быть введены специальные разделы, не присутствующие в стандартной школьной программе.
  • Дифференциация и индивидуализация обучения.
  • Возможность максимально расширить процесс образования за пределы учреждения.
  • Продление процесса учебы после окончания школы. Предоставление возможности молодым людям поступить в университет.
  • Участие квалифицированных специалистов (врачей, психологов и др.) в обучении ребенка с проблемами, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Общие недостатки, которые наблюдаются в развитии детей с ООП

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями обладают общими характерными недостатками. К ним можно отнести:

  • Недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор.
  • Проблемы с общей и мелкой моторикой.
  • Заторможенность в развитии речи.
  • Трудность в произвольной регулировке поведения.
  • Некоммуникабельность.
  • Проблемы с
  • Пессимизм.
  • Неумение вести себя в обществе и контролировать собственное поведение.
  • Низкая или слишком высокая самооценка.
  • Неуверенность в своих силах.
  • Полная или частичная зависимость от окружающих.

Действия, направленные на преодоление общих недостатков детей с ООП

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями направлена на то, чтобы с помощью специфических методов устранить эти общие недостатки. Для этого в стандартные общеобразовательные предметы школьной программы вносятся некоторые изменения. К примеру, введение пропедевтических курсов, то есть вводных, сжатых, облегчающих понимание ребенка. Этот способ помогает восстановить недостающие сегменты знаний об окружающей среде. Могут вводиться дополнительные предметы, помогающие улучшить общую и мелкую моторику: лечебная физкультура, творческие кружки, лепка. Кроме того, могут проводиться всевозможные тренинги, помогающие детям с ООП осознать себя полноценными членами общества, повысить самооценку и приобрести уверенность в себе и своих силах.

Специфические недостатки, характерные для развития детей с ООП

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями, помимо решения общих проблем, должна также включать в себя и решение вопросов, возникающих вследствие наличия у них специфических недостатков. Это важный нюанс образовательной работы. К специфическим недостаткам относятся те, которые обусловлены поражением нервной системы. Например, проблемы со слухом и зрением.

Методика обучения детей с особыми образовательными потребностями учитывает эти недостатки при разработке программ и планов. В программу обучения специалисты включают специфические предметы, которые не входят в обычную систему школьного образования. Так, детей, имеющих проблемы со зрением, дополнительно обучают ориентированию в пространстве, а при наличии нарушений слуха помогают развить остаточный слух. В программу по их обучению также включены уроки по формированию устной речи.

Задачи обучения детей с ООП

  • Организация образовательной системы таким образом, чтобы максимально активизировать желание у детей познавать мир, сформировать у них практические знания и умения, расширить кругозор.
  • детей с особыми образовательными потребностями для того, чтобы выявить и развить способности и задатки учащихся.
  • Стимулирование к самостоятельным действиям и принятию собственных решений.
  • Формирование и активация у обучающихся познавательной активности.
  • Закладка основ научного мировоззрения.
  • Обеспечение всестороннего развития самодостаточной личности, которая могла бы адаптироваться в существующем социуме.

Функции обучения

Индивидуальное обучение детей с особыми образовательными потребностями призвано выполнять следующие функции:

  • Развивающая. Данная функция предполагает, что процесс обучения направлен на развитие полноценной личности, чему способствует получение детьми соответствующих знаний, умений и навыков.
  • Образовательная. Не менее важная функция. Образование детей с особыми образовательными потребностями способствует формированию у них базовых знаний, которые будут являться основой информационного фонда. Также существует объективная необходимость развивать у них практические навыки, которые помогут им в дальнейшем и существенно упростят их жизнь.
  • Воспитательная. Функция направлена на формирование всестороннего и гармоничного развития личности. Для этой цели учащимся преподают литературу, искусство, историю, физическую культуру.
  • Коррекционная. Данная функция предполагает воздействие на детей путем особых методов и приемов, которые стимулируют познавательные возможности.

Структура коррекционного педагогического процесса

Развитие детей с особыми образовательными потребностями включает в себя следующие составляющие:

  • Диагностико-мониторинговая. Работа по диагностике - одна из самых главных при обучении детей с ООП. В коррекционном процессе ей отводится ведущая роль. Она является индикатором результативности всех мероприятий по развитию детей с ООП. Она включает в себя исследование особенностей и потребностей каждого из учащихся, который нуждается в помощи. Исходя из этого, разрабатывается программа, групповая или индивидуальная. Также большое значение имеет исследование динамики, с которой развивается ребенок в процессе обучения в специальной школе по специальной программе, оценка эффективности образовательного плана.
  • Физкультурно-оздоровительная. Поскольку большинство детей с ООП имеют отклонения в физическом развитии, эта составляющая процесса развития обучающихся крайне важна. Она включает в себя занятия для детей лечебной физкультурой, что помогает им научиться управлять своим телом в пространстве, отработать четкость движений, довести некоторые действия до автоматизма.

  • Воспитательно-образовательная. Данная составляющая способствует формированию всесторонне развитых личностей. В итоге дети с ООП, которые еще недавно не могли нормально существовать в мире, становятся гармонично развитыми. Кроме того, в процессе обучения большое внимание уделяется процессу воспитания полноценных членов современного общества.
  • Коррекционно-развивающая. Эта составляющая направлена на развитие полноценной личности. В ее основе лежит организованная деятельность детей с ООП, направленная на получение необходимых для полноценной жизни знаний, усвоение исторического опыта. То есть процесс обучения должен быть основан таким образом, чтобы максимально активизировать стремление к познанию учеников. Это поможет им догнать в развитии сверстников, которые не имеют отклонений в развитии.
  • Социально-педагогическая. Именно эта составляющая завершает формирование полноценной личности, готовой к самостоятельному существованию в современном социуме.

Необходимость индивидуального обучения ребенка с ООП

Для детей с ООП могут применяться две коллективная и индивидуальная. Эффективность их зависит от каждого отдельного случая. Коллективное образование происходит в специальных школах, где созданы особые условия для таких детей. При общении со сверстниками ребенок, имеющий проблемы в развитии, начинает активно развиваться и в некоторых случаях достигает больших результатов, чем некоторые абсолютно здоровые дети. При этом индивидуальная форма обучения необходима для ребенка в следующих ситуациях:

  • Для него характерно наличие множественных нарушений развития. Например, в случае тяжелой формы умственной отсталости или при обучении детей с одновременными нарушениями слуха и зрения.
  • Когда у ребенка наблюдаются специфические отклонения в развитии.
  • Возрастные особенности. Индивидуальное обучение в раннем возрасте дает хороший результат.
  • При обучении ребенка в домашних условиях.

Однако фактически для детей с ООП крайне нежелательно, так как это ведет к формированию замкнутой и неуверенной в себе личности. В дальнейшем это влечет за собой проблемы в общении со сверстниками и другими людьми. При коллективном обучении у большинства детей раскрываются коммуникативные способности. В итоге происходит формирование полноценных членов общества.

Таким образом, появление термина "особые образовательные потребности" говорит о взрослении нашего общества. Поскольку данное понятие переводит ребенка с ограниченными возможностями и аномалиями в развитии в разряд нормальных полноценных личностей. Обучение детей с ООП направлено на расширение у них кругозора и формирование собственного мнения, обучение навыкам и умениям, которые необходимы им для ведения в современном обществе нормальной и полноценной жизни.

По факту особыми образовательными потребностями называются потребности, которые отличаются от тех, что предлагаются всем детям в рамках общеобразовательных школ. Чем шире возможности их удовлетворения, тем выше шанс ребенка получить максимальный уровень развития и необходимую ему поддержку на сложном этапе взросления.

Качество системы образования детей с ООП определяется индивидуальным подходом к каждому обучающемуся, поскольку для каждого «особого» ребенка характерно наличие своей собственной проблемы, которая мешает ему вести полноценную жизнь. Причем зачастую эту проблему можно решить, пусть и не полностью.

Основной целью обучения детей с ООП является введение в общество ранее изолированных индивидуумов, а также достижение каждым ребенком, который причислен к этой категории, максимального уровня образования и развития, активация у него стремления к познанию окружающего мира. Крайне важно формирование и развитие из них полноценных личностей, которые станут неотъемлемой частью нового социума.

Образовательные потребности

"...Образовательные потребности - масштаб, характер и степень заинтересованности в тех или иных образовательных услугах со стороны общества в целом, территориальных общностей, предприятий, учреждений и организаций, отдельных граждан и их объединений..."

Источник:

"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Образовательные потребности" в других словарях:

    Образовательные потребности - потребности в овладении знаниями, умениями, навыками и качествами, предусматриваемыми прогностической модельюкомпетентности, которой необходимо овладеть обучающемуся для решения жизненно важных проблем … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - дополнительные образовательные мероприятия или поддержка, необходимые детям и подросткам с физическими или умственными недостатками, а также тем детям, которые не смогли закончить школу по каким либо причинам …

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ - комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых возможностей для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей. По своим целям и содержанию образовательные услуги подразделяются на профессиональные… … Профессиональное образование. Словарь

    Дети с особыми образовательными потребностями - Новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в… …

    Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена - Координаты: 59°56′02″ с. ш. 30°19′10″ в. д … Википедия

    Десять основных положений нового закона об образовании - Новый закон Об образовании в РФ вступает в силу с 1 сентября. Он заменит два базовых закона Об образовании (1992 год) и О высшем и послевузовском профессиональном образовании (1996 год). Работа над проектом закона началась еще в 2009 году, и все… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Инклюзивное образование - Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Некоммерческое научно образовательное учреждение. Входит в Группу компаний Эйдос. Адрес Института 125009, Россия, Москва, ул. Тверская, д. 9, стр. 7. Директор Института доктор педагогических наук, член корреспондент Российской академии… … Википедия

    Джексон (Миссисипи) - У этого термина существуют и другие значения, см. Джексон. Город Джексон англ. Jackson Флаг … Википедия

    Специальная психология - область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими их потребность в особых условиях обучения и воспитания. Становление С.п. происходило в рамках дефектологии.… … Педагогический терминологический словарь

Книги

  • Организация развивающего коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности. ФГОС , Кирюшина А.Н.. В книге представлен опыт работы по созданию специальных социально-педагогических условий развития и воспитания ребенка в дошкольном учреждении компенсирующего вида. Авторами подробно описаны… Купить за 503 руб
  • Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС , Нищева Наталия Валентиновна. В соответствии с ФГОС ДО, дошкольные образовательные организации при составлении основной образовательной программы могут использовать кроме примерной образовательной программы дошкольного…

Анализ образовательных ориентации взрослых людей позволяет выявить специфичность их интересов, обусловленных различными факторами (пол, материальное положение семьи, занятость в профес­сиональной сфере и т.п.). В развитии системы образования взрослых особую роль играют образовательные потребности людей, имеющих активную образовательную позицию.

Мужчины в большей степени ориентированы на профессионально-трудовую, общественно-политическую сферу, науку. Женщины - на искусство и культуру, нравственную сторону жизни, самосовершенство­вание, охрану природы. Если у мужчин на первом месте вопросы вожде­ния автомобиля, организации собственного дела, реализации хобби, то у женщин вызывают интерес вопросы эффективного распоряжения деньгами, поиска работы, получения дополнительного образования, обучения детей.

Людей, высоко оценивающих свое материальное положение, чаще интересуют изучение иностранного языка, собственная внешняя при­влекательность. При низкой оценке материального положения чаще интересуются вопросами поиска работы, помощи ребенку, взаимодей­ствия со школой и учителями.

Большинство длительно безработных испытывают отчужденность, потерю смысла жизни и самоконтроля, не хотят получать новую про­фессию, оправдывая себя отсутствием способностей и тем, что время учиться у них уже прошло.

Специфические образовательные потребности имеют люди, находя­щиеся в кризисном периоде. На основе классификации кризисов воз­растного развития взрослого человека, описанных Э. Эриксоном, рас­смотрим специфику образовательных ориентации на каждом из них.

16-23 года - кризис идентификации. Поиски и определение чело­веком представлений о будущей жизни, выработка жизненных планов. Полюса основных проблем - от самоидентификации до путаницы ролей. Отсутствие ясного представления о собственной личности, направлении движения, целях оборачивается путаницей ролей - непри­каянностью. Характерен широкий спектр образовательных ориентации, основанных на стремлении понять свои особенности и возможности во множественных аспектах жизни. Период проб и ошибок в различных сферах жизнедеятельности приводит человека к осознанию себя в этом мире. Образовательным результатом становится понимание человеком себя, своих жизненных планов и принципов.

28-32 года - кризис коррекции. Прежние планы и представления оказываются не совсем верными, а поведение не приводит к намеченным целям. Полюса основной проблемы - от желания тесного общения до одиночества. Специфика образовательных потребностей заключается в их направленности на обретение подлинной близости с другим чело­веком. Коммуникативная мобильность и сохранение себя - важнейшие умения.



37-42 года - кризис середины жизни. Человек, заглядывая впе­ред, впервые серьезно задумывается о конечности жизни. Возникает ощущение, что жизнь проходит зря, то, что сделано, не имеет смысла. Эта стадия характеризуется шкалой от самопоглощенности до общечеловечности. Тот, у кого не выработалось чувство сопричастности, сосредоточивается на самом себе, главной его заботой становятся удовлетворение собственных потребностей и собственный комфорт. Специфика образовательных ориентации, стимулирующих преодоление этого кризисного периода, - направленность на многомерное принятие жизни, обеспечивающееся психологическими и педагогическими зна­ниями. Мудрость становится одним из важнейших образовательных уроков, которые должен получить в этом возрасте человек.

55-65 лет - кризис нравственного смысла жизни. Заканчивается основная работа, человек выходит на пенсию. Психосоциальный пара­метр этого периода заключен между целостностью и безнадежностью. Ощущение целостности и осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прошлое, ощущает удовлетворенность жизнью и уважение людей. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все с начала уже поздно и упущенного не вернуть. Так насту­пает состояние отчаяния. Интересы прежних лет могут стимулировать серьезную жизненную работу, обнаруживая для человека дополнитель­ный источник сил. Образовательные потребности связаны с умением анализировать жизненные явления и делать из этого конструктивные выводы. Те люди, которые в качестве значимых отношений в жизни рассматривают нравственные принципы, чаще испытывают радость «встречи с самим собой».

Как можно заметить, различны характеристики кризисов, а значит,
и пути их разрешения. Однако можно выделить то общее, что позволяет
справиться с кризисами, - стремление к саморазвитию, преодоление
отчужденности, обретение смысла жизни, самоконтроль. Образование
и самообразование взрослых способствуют плавному самообновлению
личности, предотвращению возможных негативных последствий кри-
зисов развития.

Исследования последних лет позволяют утверждать, что знания в сфере межличностного общения являются областью наибольшей осо­знанности и ответственности взрослых. Именно в этой области взрослый человек может адекватно формулировать образовательные задачи, вы­бирать подходящие ему формы и методы образования, оценить предла­гаемое ему содержание. Даже самообразование в этой области будет при­водить к решению важных для взрослого человека жизненных проблем. Ко второй области осознанности и ответственности относятся знания в сфере трудовой деятельности. В этой области взрослый человек также может адекватно выступать и клиентом, и экспертом образовательного процесса, а его мнение обязательно должно учитываться при разработке образовательных программ. Знания в сфере общественно-политической жизни, законодательства и права, культуры и искусства, науки и ис­следовательского поиска в современной ситуации не воспринимаются взрослыми людьми адекватно. Оценивать целесообразность включения тех или иных знаний этой сферы в процесс образования взрослых людей, эффективность образовательных форм и методов, соответствующих этим знаниям, могут лишь эксперты.

Основные группы образовательных потребностей взрослых: полу­чение общего среднего образования; приобретение или усовершенство­вание профессиональных навыков; поддержание и улучшение здоровья; улучшение качества семейной жизни; содержательное проведение до­суга; развитие собственной личности.

4.6. ПРОБЛЕМЫ ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Взрослые обучающиеся отличаются наличием производственного, житейского и образовательного опыта, мотивацией к обучению. Все это может, как способствовать, так и препятствовать успешному обучению, поэтому желательно не только предупредить возникновение возможных проблем, но и превратить их в стимулы к обучению.

Опыт работы. Стажер может легко адаптироваться, если новая работа предполагает наличие прежних навыков. Это сокращает срок обучения новым навыкам. В то же время сформировавшийся негатив­ный опыт работы может быть перенесен на новую ситуацию: отучиться очень непросто, особенно с возрастом.

Предыдущее обучение . Негативный опыт обучения затрудняет успешное продвижение, продлевает период обучения, позитивный опыт - сокращает. Кроме того, современные методы самообучения практически неизвестны взрослым. А этой составляющей учебного процесса сейчас отводится все более существенная роль.

Уровень образования. В условиях современного производства тре­бования к образовательному цензу персонала постоянно растут. Люди, не имеющие требуемых знаний и навыков, могут испытывать психоло­гический дискомфорт, неуверенность в своих силах, что, в свою очередь, может провоцировать отказ от учебы, затруднять ее.

Степень мотивации к учебе. Делание учиться, энтузиазм, про­являемые стажерами, напрямую сазаны с тем, чего они ожидают для себя в перспективе. Возможно, они не хотят переходить на новую работу, однако не могут от нее отказаться, так как это может ухудшить их по­ложение в организации (имеются в виду размер заработка, перспективы в карьере и т.п.). В таких случаях человек маскирует свое недовольство, например под неспособность научиться новым навыкам.

Возраст . Устоявшееся представление о неспособности взрослых и пожилых людей к учебе, поддерживаемое некоторыми преподавателя­ми, также может снижать их потенциал. Переобучение людей пожилого возраста является специфичной задачей. Обычно они учатся медленнее и требуют большего внимания, чем молодые люди. Их зрение и слух могут быть не такими острыми, память не столь крепкой, уверенность в себе недостаточной. Если к этому прибавляется негативный опыт работы или обучения и недостаточный уровень образования, то не­обходимость особой организации обучения этой категории становится очевидной.

Объединение людей разного траста в учебную группу часто при­водит к общему разочарованию, Низким результатам, дополнительным затратам и неэффективности обучения. Причины в несовпадении темпов восприятия обучающихся и метров обучения. Поэтому желательна относительная возрастная однородность учебной группы.

Взрослый обучающийся - прежде всего человек со сложив­шимися жизненными ценностями. Необходимость их трансформации в процессе образования взрослые люди воспринимают болезненно, они выставляют «барьеры» восприятия. К факторам, способствующим формированию таких барьеров, вносятся:

Стереотипы профессиональной деятельности, которые ведут к установке на то, что и так все известно (барьер предубеждения против нововведений и времен);

Внутренняя неуверенность, порожденная как необходимостью перестраивать деятельность в новых условиях, так и снижением «профессиональной самооценки» при перемене рода занятий (для лиц, потерявших работу или решивших сменить

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Составьте план рассмотренной главы.

2. Охарактеризуйте возрастные периоды развития взрослых.

3. Каковы, на ваш взгляд, возможности взрослых?

4. Какие проблемы возникают у взрослых в процессе обучения?

5. Какие особенности присущи взрослым в различные жизненные пери-
оды?

6. Попытайтесь сравнить особенности организации учебной деятельности
взрослых, обучающихся в различные периоды жизни.

7. Приведите примеры влияния индивидуальных особенностей взрослого
человека на процесс его развития, воспитания, обучения.

8. Предложите собственное решение проблем, беспокоящих взрослых при
обучении.

Особые образовательные потребности обучающихся с РАС

Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в целом нарушено и осуществляется не так в норме, и не так, как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми.

Искажение развития характерно проявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребёнка. Он может иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и не осмыслять простейших связей в происходящем в обыденной жизни, чему специально не учат обычного ребёнка. Может не накапливать элементарного бытового жизненного опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлечённых областях знания – выделять цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами, буквами, грамматическими формами и т.п. Этому ребёнку трудно активно приспосабливаться к меняющимся условиям, новым обстоятельствам, поэтому имеющиеся у таких детей способности и даже уже выработанные навыки и накопленные знания плохо реализуются в жизни.

Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру представляют особенную трудность. Установление эмоционального контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие, в совместное осмысление происходящего представляют базовую задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.

Особые образовательные потребности детей с аутизмом в период начального школьного обучения включают, помимо общих, свойственных всем детям с ОВЗ, следующие специфические нужды:

  • в значительной части случаев в начале обучения возникает необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе. Посещение класса должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с наличными возможностями ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания ребенка к ситуации обучения в классе оно должно приближаться к его полному включению в процесс начального школьного обучения;
  • выбор уроков, которые начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные;
  • большинство детей с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка, проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Поступление в школу обычно мотивирует ребенка на преодоление этих трудностей и его попытки должны быть поддержаны специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков;
  • необходима специальная поддержка детей (индивидуальная и при работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;
  • может возникнуть необходимость во временной и индивидуально дозированной поддержке как тьютором, так и ассистентом (помощником) организации всего пребывания ребенка в школе и его учебного поведения на уроке; поддержка должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере привыкания ребенка, освоения им порядка школьной жизни, правил поведения в школе и на уроке, навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации;
  • в начале обучения, при выявленной необходимости , наряду с посещением класса, ребенок должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными занятиями с педагогом по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с учителем, адекватно воспринимать похвалу и замечания;
  • периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы ребенку с РАС даже при сформированном адекватном учебном поведении для контроля за освоением им нового учебного материала в классе (что может быть трудно ему в период привыкания к школе) и, при необходимости, для оказания индивидуальной коррекционной помощи в освоении Программы;
  • необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания ребенка в школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;
  • необходима специальная работа по подведению ребенка к возможности участия во фронтальной организации на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; в использовании форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес соучеников;
  • в организации обучения такого ребенка и оценке его достижений необходим учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме особенностей освоения «простого» и «сложного»;
  • необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения, способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
  • необходима специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;
  • ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;
  • ребенок с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в специальной организации на перемене , в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие с другими детьми;
  • ребенок с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
  • необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
  • педагог должен стараться транслировать эту установку соученикам ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать детей в доступное взаимодействие;
  • необходимо развитие внимания детей к проявлениям близких взрослых и соучеников и специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;
  • для социального развития ребёнка необходимо использовать существующие у него избирательные способности;
  • процесс его обучения в начальной школе должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками, семьи и школы;
  • ребенок с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

Социально-педагогические исследования образовательных потребностей и ожиданий родителей являются необходимым этапом построения системы взаимодействия родители - школа.

Результаты корреляционного анализа образовательных по­требностей родителей и степени эффективности решения различ­ных жизненных проблем позволяют сделать следующие выводы:

Образовательные потребности родителей в сфере обще­ния, межличностных отношений отражают реальные пробле­мы, в этой области родители могут сами формировать об­разовательный заказ;

Образовательные потребности родителей в сфере законо­дательства и права, искусства, культуры не осознаются ими адекватно, эти области могут выступать в качестве привно­симого в образовательный процесс интегративного компонен­та, а заказ родителей может формироваться в процессе кон­сультационной работы.

Изучение образовательной позиции родителей и мира их проблем позволяет обнаружить, что имеющие активную об­разовательную позицию, значительно реже фиксируют финан­совые затруднения, плохое самочувствие, угрозу потери ра­боты, усталость, реже фиксируют конфликты, реже жалуют­ся на одиночество, непонимание, потерю смысла жизни. Сле­дует подчеркнуть, что материальный достаток этой группы родителей не отличается от материального достатка людей, обучающихся по мере необходимости или имеющих пассив­ную образовательную позицию. Родители, постоянно работа­ющие над собой, расширяющие свой кругозор (около 30% опрошенных), достоверно чаще готовы идти на сотрудниче­ство со школой, а их образовательный заказ чаще связан со званиями в сфере искусства и науки, с передачей накоплен­ного опыта.

специфические образовательные потребности.

Образовательные потребности родителей-мужчин в боль­шей степени связаны с профессионально-трудовой сферой, с общественно-политической жизнью, наукой. В то же время именно папы чаще фиксируют заказ на оказание им помощи в кризисных ситуациях. Мамы чаще интересуются искус­ством и культурой, нравственной сферой жизни, самосовер­шенствованием, охраной природы.

И у мам, и у пап проблема оказания помощи детям в учении вызывает максимальный интерес. Для родителей учащихся 8-11 классов высоко значимой оказывается сфера профессиональной ориентации детей. При этом родители го­товы сами выступать перед детьми с рассказами о своей про­фессии, о возможностях и сложностях профессиональной карьеры.

Образовательные ориентации родителей отражают пробле­мы, с которыми они сталкиваются в жизни. Так, у мужчин, по сравнению с женщинами, больший интерес вызывают во­просы вождения автомобиля, организации собственного дела, реализации своих хобби и увлечений, а у женщин - вопросы эффективного распоряжения деньгами,поиска работы, получения дополнительного образования.

В современной ситуации образовательные потребности ро­дителей, по-разному оценивающих материальное положение своих семей, имеют некоторые отличия. Так, например, ис­пытывают потребность в знаниях религиозной и нравствен­ной жизни только 3% родителей, оценивших материальное положение своей семьи как отличное, 12% - оценивших положение своей семьи как среднее, 31% - оценивших ма­териальное положение ниже среднего, и 60% родителей, оценивших материальное положение своей семьи как очень тяжелое. Родители, высоко оценившие свое материальное по­ложение, чаще озабочены вопросами изучения иностранного языка, проблемами своего имиджа и внешней привлекатель­ности. Родителей, низко оценивших материальное положе­ние своей семьи, чаще интересует, где найти работу, как по­мочь своему ребенку, как взаимодействовать со школой, с учителями.

В современной социальной ситуации уровень образования меньше влияет на образовательные потребности родителей, чем, например, материальное положение. Специфика образо­вательных ориентации взрослых, имеющих разные уровни образования, выражается, скорее, в формах и методах полу­чения образования. Суждение «Я постоянно осваиваю новые для себя стороны профессиональной деятельности» разделя­ют 33% родителей со средним образованием, 35% родителей со средним специальным образованием и 38% родителей с высшим образованием.

Родители, имеющие высшее образование, в большей сте­пени ориентированы на книги как основной образователь­ный источник, среди них больше тех, кто имеет активную образовательную позицию. Родители с более низким образо­вательным уровнем в основном ориентированы на советы знакомых, на средства массовой коммуникации.

Около половины опрошенных родителей подчеркивают значимость совместного с детьми посещения театров, прове­дения спортивных мероприятий и экскурсий.

В современных социальных условиях фактор безработицы коренным образом влияет на образовательные потребности взрослых, определяя состояние событийно-биографического кризиса. Большинство безработных родителей испытывают отчужденность, потерю смысла жизни, теряют самоконтроль. В то же времячасто ситуация безработицы вызывает переоценку ими своих отношений с детьми, являясь стимулом развития их как родителей.



Происходит переориентация взгляда на ведение домашне­го хозяйства. Все большая часть женщин считает это про­фессией, в которой они успешно реализуют себя. Образова­тельные потребности опрошенных домохозяек специфичны. Это повышенный интерес к проблемам законодательства и права, финансам и экономике, пониженный интерес к вопро­сам охраны природы. При том, что 86% домохозяек думают, что многие их способности остались еще не раскрытыми (42% - среднее значение по группам), 35% из них вполне довольны своей жизнью (10% - среднее значение по груп­пам), а 83% смотрят в будущее с надеждой (47% - среднее значение по группам).

Профессия оказывает особое влияние на характер образо­вательных потребностей взрослых. Как показывают резуль­таты конкретного исследования, можно выделить две про­фессиональные группы родителей, имеющие достоверные различия в образовательных ориентациях.

Первая группа - родители с техническим образова­нием. Они значительно реже интересуются вопросами само­совершенствования, получения навыков общения, проблема­ми искусства и культуры, общественно-политической жиз­нью и даже профессионально-трудовой сферой жизни. Вопро­сы практического знания для них представляют несколько больший интерес. Их чаще интересуют проблемы освоения компьютерной техники, иностранного языка. Среди методов взаимодействия с детьми они чаще выбирают авторитарные. Только 11% опрошенных родителей рассматриваемой груп­пы ответили, что хотели бы быть полезными своему Отече­ству. Все это, безусловно, отражает и некоторую подавлен­ность родителей обстоятельствами жизни, позволяет рассмат­ривать этих родителей как специфическую группу по отно­шению к обществу и к детям.

Вторая группа - родители, имеющие образование в области взаимодействия человек - человек (учителя, меди­цинские работники и др.). Образовательные потребности этой группы чаще связаны с проблемами общения, конфликтов, с профессионально-трудовой сферой, с вопросами передачи на­копленного опыта и реже с проблемами финансов и эконо­мики. В практическом плане родителей этой группы чаще волнуют вопросы, связанные с умением взаимодействовать с другими людьми, их интересует, как защитить себя или как

выглядеть красиво. 40% родителей этой группы хотели бы быть полезными своему Отечеству, 45% - готовы идти на контакт со школой, в которой учатся их дети.

При построении системы взаимодействия родители - школа особенности и интересы каждой из названных групп будут определять образовательные возможности и степень удовлетворенности родителей.

Программы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

Консультирование родителей может быть двух типов :

1. Методическое (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ученика, способов дополнительного образования и т. д.).

2. Психологическое (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией).

Однако независимо от типа существуют определенные принципы консультирования:

– создание доверительных отношений;

– взаимоуважение;

– заинтересованность консультантов;

– компетентность;

– формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы;

хорошая организация консультирования.